LTG 21 апреля 2009 |
Кажись приехали. Теперь СО2 - это загрязнитель. Маразм крепчал... |
expector 21 апреля 2009 |
углекислый газ давно считаетсяя загрязнителем - с 1997 г. с принятия Киотского протокола ссылка Наконец то и в сша осознали это. Россия также ратифицировала этот договор вместе с др.181 странами, но предприятия пока не нормируют- по отчетам правительства, пока, страна в целом, укладывается в нормы. |
maxira 23 апреля 2009 |
пока сша не ратифицировали протокол, их слова ничего не значат |
LTG 23 апреля 2009 |
expector писал(а) углекислый газ давно считаетсяя загрязнителем - с 1997 г. с принятия Киотского протокола ссылка Наконец то и в сша осознали это. Россия также ратифицировала этот договор вместе с др.181 странами, но предприятия пока не нормируют- по отчетам правительства, пока, страна в целом, укладывается в нормы. Углекислый газ считается "парниковым газом", а не загрязнителем. Точно так же как кислород, азот, водяной пар. Они в значительном количестве входят в состав атмосферы. Все они не являются токсичными и на них нет ПДК. Если уж объявлять СО2 загрязнителем, то туда же надо отнести и водяной пар. Он дает "парниковый эффект" больше, чем СО2, т.к. при имеющихся на Земле температурах может существовать во всех своих трех агрегатных состояниях (твердый, жидкий и газообразный). Переход воды из одного состояния в другое всегда связан со значительным выделением или поглощением тепла. |
vaselich 24 апреля 2009 |
LTG, Год назад было решение американского суда по этой теме. ссылка …..«Верховный суд США заявил, что если американские власти не считают двуокись углерода вредной для атмосферы, то они должны доказать, что это вещество не является причиной глобального потепления атмосферы». Разделение "парниковый газ" и "загрязнитель" появилось в процессе международных переговоров по климату. Наверное, с точки зрения трактовки международного права, если выбрасываемый в процессе хозяйственной деятельности газ не является загрязнителем, то контролировать и регулировать его содержания и выбросы нет необходимости. Это было «научным ключом» американской позиции при отказе от ратификации КП. Аналогично на этом поле другое разделение - климатическая проблема или экологическая. Вчера в СФ на круглом столе на эту тему пространно разглагольствовал представитель Росгидромета. Он отделял климатическую проблему от проблемы охраны атмосферного воздуха и регулирования антропогенного воздействия. Но самое смешное в этом, что представитель Росгидромета обосновывал это разделение тем, что климатическая проблема является экономической и технологической. Исходя из этого, «климатическую доктрину» должны координировать и регулировать не метеорологи и синоптики, а экономисты и специалисты технологи, по крайней мере, представители других ведомств….. И это очевидно, представители Росгидромета, продолжая координировать эту проблему, загонят нашу экономику еще раз в очередную ….. обосновывая это «средней температурой по больнице». Не по специфике это и МПР. Координатором логично должен быть кто-то на уровне вице премьера, с соответствующим кругом экспертов, как это делают США, страны ЕС и т.д. С точки зрения оценки СО2, водяного пара, азота, кислорода, как загрязнителей атмосферы и газов составляющих атмосферу, целесообразно подходить с народной мудростью, «все хорошо в меру». А если это логично, то сохранность «меры» надо контролировать и регулировать и тогда проблема охраны атмосферного воздуха должна сопровождаться системой правил атмосферного природопользования. Что касается выбора регулирования конкретно СО2, а не воды, кислорода или других газов. Представляется, исходили из того, что в реакции горения угля, пока основного (большая доля по массе) топлива на земле, не присутствует Н2О. Но исходя из этой реакции, на мой взгляд, целесообразно контролировать и регулировать в хозяйственной деятельности выделение и СО2 и количества сожженного (связанного при сжигании в воду) кислорода. В целом же необходимо было выбрать какую то единицу измерения антропогенного воздействия выбрасываемых в атмосферу парниковых газов. |
![]() ultra 24 апреля 2009 |
expector писал(а) углекислый газ давно считаетсяя загрязнителем - с 1997 г. с принятия Киотского протокола Кем считается? В России согласно "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" углекислый газ отнесен к "парниковым газам", а не к загрязняющим веществам. |
vaselich 26 апреля 2009 |
ultra, Это и способствует "блужданию среди трех сосен" |
LTG 27 апреля 2009 |
vaselich писал(а) LTG, Аналогично на этом поле другое разделение - климатическая проблема или экологическая. Вчера в СФ на круглом столе на эту тему пространно разглагольствовал представитель Росгидромета. Это где-то опубликовано? vaselich писал(а) LTG, Представляется, исходили из того, что в реакции горения угля, пока основного (большая доля по массе) топлива на земле, не присутствует Н2О. В прямую не присутствует. Но при сжигании ископаемого топлива в большинстве установок требуется система охлаждения. Как мне кажется, чаще всего она водяная, т.е. непосредственно связана с нагревом воды и переходом ее в газообразное состояние. И естественно, что все это уходит в атмосферу. |
vaselich 27 апреля 2009 |
LTG, LTG, Чтобы не спорить "на пальцах" в ноябре я послал в ЭП статью о запатентованном способе оценки антропогенного воздействия. Описание способа опубликовано официально при его патентации в 2004г. Но видимо кому-то очень не хочется опубликовать эту статью в ЭП В принципе в этом способе оценки может в качестве эквивалента присутствовать и вода. В изложенном Вами примере вода является теплоносителем, от сжигаемого угля к атмосфере. Воду взяли из окружающей среды (водоема) превратили в пар, и вернули обратно в окружающую среду (атмосферу) без изменения химического состояния. То есть, изменение энтальпии, используемой в энергоустановке и выбрасываемой в атмосферу воды, будет составлять часть энергии, получаемой в процессе сжигания угля. |
![]() ultra 27 апреля 2009 |
Безусловно, антропогенная деятельность человека оказывает воздействие на ОС. А чем характеризуется эта деятельность? Наверное, производством материальных и нематериальных благ, переработкой значительных объемов ресурсов, преобразованием одних видов энергии в другие и т.п. И в конечном итоге всё сводится к увеличению потребления энергии. Известно, что Северная Америка, страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Европа используют около 78%, а с учетом стран СНГ - свыше 88% всей мировой коммерческой энергии. При этом 12% населения Земли потребляет более 48% производимой энергии, а 68% - только 19%. Так может в качестве меры антропогенного воздействия необходимо выбрать интенсивность использования энергии, точнее количество единиц использованной энергии, например, в джоулях. Тем более, интенсивность использования энергии характеризуется не только интенсивностью химического загрязнения, но и тепловым загрязнением, электромагнитным загрязнением и т.д. А последнее, говорят, также влияет на разогрев земной атмосферы. В радиоволновом диапазоне планета Земля выглядит как разогретый шар. Вопрос этот конечно не простой и мне кажется слабо изученный. По вопросу нормирования потребления энергии, то есть нормирования энергоемкости технологических процессов делаются попытки. Например, в отношении нормирования энергоэффективности устройств, функциональным назначением которых является реализация технологических процессов, а также нормирования энергоемкости помещений, разработан проект ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности". ссылка В любом случае представляется, что меры по повышению эффективности использования энергии в конечном итоге можно считать механизмом регулирования антропогенного воздействия на ОС. |
vaselich 28 апреля 2009 |
ultra, Все верно про потребление энергии, и об этом уже писано не раз, но кроме этого человек еще в процессе хозяйственной деятельности обрабатывает землю, рубит лес (сажает лес), осушает болота, ведет строительство, то есть непосредственно преобразует окружающую среду. При этом он изменяет уровень поглотительной способности этой среды. Чем измерять эту способность, джоулями? По поводу нормирования потребления энергии. Пока это утопия, а если реализуется, то это еще одна удавка на экономику субъектов хозяйственной деятельности. Вам мало платы за подключение? "Тогда мы идем к вам с нормированием". Автор этого закона (с его слов) тупо написал то, о чем его попросили без учета и анализа действительного состояния экономики.. Представляется, если экономике России и потребуется нормирование потребления энергии то лет эдак через 20... При этом надо учитывать различность интересов продавца и покупателя энергии, что явно не учтено в проекте закона и все отдается на откуп производителю ....... |
![]() ultra 28 апреля 2009 |
vaselich, О поглотительной способности в этом способе оценки негативного воздействия я не говорил. Я же говорю, что вопрос этот слабо изученный. Кроме химического загрязнения имеются и другие загрязнения окружающей среды. Как оценивать электромагнитное загрязнение? Выбросами СО2-эквивалента? Не вижу ничего утопического в нормировании энергоемкости технологических процессов. Я так понимаю, что в других странах это уже давно реализуется. Мы же не на Луне живем. Тоже должны позаботиться об энергоэффективности. |
expector 28 апреля 2009 |
LTG Согласитесь, словосочетание «вредное (загрязняющее) вещество», «вещества, загрязняющие атмосферный воздух» и слово «Загрязнитель» даже выглядят по разному. Понятие «Загрязнитель» не определено нормативно-правовыми актами, следовательно, каждый имеет право вкладывать в это понятие то, что считает нужным в соответствии со своими представлениями. Мое мнение: Исходя из структуры "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" СПб.2005. Углекислый газ входит в одну из групп «веществ, загрязняющих атмосферный воздух» - в группу «Парниковые газы» Таблица № 6. Вспомните картинку из учебника Природоведение «Круговорот воды в природе» Вся вода, испарившаяся с поверхности океанов или градирен АЭС в конечном итоге выпадает в виде осадков, дождь, снег… Количество влаги находящейся в атмосфере в парообразном состоянии не зависит от поступления пара, а зависит только от глобальной температуры атмосферы планеты (Курс физики 9 класс «влажность воздуха»). Поэтому водяной пар не включен в "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" СПб.2005. Не включены в этот сборник и кислород, азот, т.к. нарушить их соотношение, которое может привести к изменению климата, на уровне развития нашей цивилизации невозможно. ultra писал(а) .expector писал(а) углекислый газ давно считаетсяя загрязнителем - с 1997 г. с принятия Киотского протокола Кем считается? В России согласно "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" углекислый газ отнесен к "парниковым газам", а не к загрязняющим веществам. В России "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" не является нормативным документом, а всего лишь рекомендованным сборником различных ГН СанПиН… При пользовании этим документом необходимо в обязательном порядке проверять, не внесены ли изменения в соответствующий ГН, СанПиН… Кстати, у кого есть ссылка на "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" издания более позднего, чем шестое или в нормальном формате (РDF плохо отсканирован)? Заранее благодарю. |
![]() ultra 28 апреля 2009 |
expector писал(а) LTG Согласитесь, словосочетание «вредное (загрязняющее) вещество», «вещества, загрязняющие атмосферный воздух» и слово «Загрязнитель» даже выглядят по разному. Понятие «Загрязнитель» не определено нормативно-правовыми актами, следовательно, каждый имеет право вкладывать в это понятие то, что считает нужным в соответствии со своими представлениями. Мое мнение: Исходя из структуры "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" СПб.2005. Углекислый газ входит в одну из групп «веществ, загрязняющих атмосферный воздух» - в группу «Парниковые газы» Таблица № 6. Вспомните картинку из учебника Природоведение «Круговорот воды в природе» Вся вода, испарившаяся с поверхности океанов или градирен АЭС в конечном итоге выпадает в виде осадков, дождь, снег… Количество влаги находящейся в атмосфере в парообразном состоянии не зависит от поступления пара, а зависит только от глобальной температуры атмосферы планеты (Курс физики 9 класс «влажность воздуха»). Поэтому водяной пар не включен в "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" СПб.2005. Не включены в этот сборник и кислород, азот, т.к. нарушить их соотношение, которое может привести к изменению климата, на уровне развития нашей цивилизации невозможно. ultra писал(а) .expector писал(а) углекислый газ давно считаетсяя загрязнителем - с 1997 г. с принятия Киотского протокола Кем считается? В России согласно "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" углекислый газ отнесен к "парниковым газам", а не к загрязняющим веществам. В России "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" не является нормативным документом, а всего лишь рекомендованным сборником различных ГН СанПиН… При пользовании этим документом необходимо в обязательном порядке проверять, не внесены ли изменения в соответствующий ГН, СанПиН… Кстати, у кого есть ссылка на "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" издания более позднего, чем шестое или в нормальном формате (РDF плохо отсканирован)? Заранее благодарю. А Федеральный закон № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" нормативный документ? Согласно ФЗ загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Таким образом, согласно российского законодательства, если для ПГ, а в частности для СО2 установлены в официальном порядке гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, то поступление этих газов из какого либо источника в концентрациях превышающих вышеуказанные нормативы можно признать загрязнением ОС, а сами вещества - загрязнителями. Это даже не моя точка зрения. Просто пытаюсь представить позицию суда в России, если бы он рассматривал дело аналогичное тому, которое рассматривалось в США. |
vaselich 28 апреля 2009 |
ultra, Полностью согласен с заботой об энергоэффективности. Но нормирование всего лишь один из способов регулирования процессов энергосбережения и энергоэффективности. Выбор способа зависит от многих факторов. Это можно рассмотреть в отдельной теме. Не выбросами СО2 эквивалента, а с применением СО2 эквивалента.... Если мы говорим об антропогенном воздействии, то целесообразно выбрать единицу измерения этого воздействия. Конечно электромагнитное излучение СО2 эквивалентом не измерить. В качестве смыслового аналога использования эквивалента СО2 в качестве единицы измерения уровня антропогенного воздействия, я уже как то приводил пример - измерение силы шторма в баллах. По баллам можно судить о высоте волны, о скорости ветра, давлении, количестве осадков и т.д. Также и по уровню воздействия на окружающую среду выраженному в СО2 (О2, Н2О,) эквиваленте можно судить о других параметра воздействия на ОС - уровне вредных выбросов, местных концентрациях и химическом составе атмосферы, количестве потребляемой энергии, и даже себестоимости хозяйственной деятельности... |
expector 28 апреля 2009 |
По моему спор о терминах, не определенных в НПА, можно продолжать бесконечно(предлагаю обсудить вариант загрязнитель-физическое лицо…,но не здесь). Vaselich. «Исходя из этого, «климатическую доктрину» должны координировать и регулировать не метеорологи и синоптики, а экономисты и специалисты технологи, по крайней мере, представители других ведомств…..» Действительно этот вопрос координируют экономисты: Утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20 декабря 2007 г. N 444 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАССМОТРЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 1. Методические указания по рассмотрению проектной документации (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с пунктом 3 Положения об утверждении и проверке хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 332 (далее - Положение). 2. Проектная документация подготавливается в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, с учетом требований пункта 4 Положения, а также руководящими документами, утвержденными решениями Конференций Сторон, действующих в качестве совещаний Сторон Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата….. По-моему пустой, мертворожденный документ, просто показывающий, международному сообществу, что Россия ведет работу по Киотскому протоколу. ultra, Полностью согласен с заботой об энергоэффективности. Но, представленный законопроект, по-моему, имеет то же значение. Слишком уж он сырой слишком уж много противоречий с существующим законодательством, даже в тех же терминах. Я считаю, что закон должен быть максимально прост для понимания, даже «кухарке» (по Ленину). А механизмы его реализации уже потом вводить поэтапно, расписывать в постановлениях…, а то получится как с 89-ФЗ – 10 лет пытались всем вдолбить, что такое лимиты, проекты, нормативы и зачем это надо за такие деньги. Через 10 лет, наконец, ввели паспорта, а через 11 - почти все и почти всем отменили. Vaselich лет эдак через 20..., когда себестоимость добычи нефти в нашей стране составит 30-50 $ за баррель включатся экономические механизмы энергосбережения, если не найдут новых источников. Нормировать нужно уже сейчас, что бы нашим детям, хоть что-то осталось. |
vaselich 28 апреля 2009 |
expector, 1. Определение Загрязнитель - физическое лицо, требует срочной серьезной оценки и анализа. Почему? В процессе переговоров по климату лоббируется порядок установления выбросов парниковых газов для стран после 2012г. не адекватно поглотительным возможностям суверенной территории стран, а в соответствии с удельными выбросами на душу населения... Понятно, что подобный способ нормирования выбросов для стран лоббируют "теплые страны" с многочисленным населением. Подобное внешнее нормирование для России неприемлемо, в соответствии с Уставом ООН и нормами международного права. Но как инструмент нормирования внутреннего механизма регулирования выбросов на территории России подобный инструмент вполне приемлем. 2. На самом деле климатическую политику координируют метеорологи (по положению о службе), и уже несколько лет "приказал долго жить" хоть какой -то, пусть и не эффективный орган, как межведомственная комиссия по проблемам изменения климата, утверждаемая Правительством РФ. Минэкономразвития взял на себя фукции координатора реализации Киотского протокола в России. И то о чем вы пишите всего лишь попытка Минэкономразвития использовать, так называемый способ 2 (Трек 2) реализации проектов ПСО согласно статьи 6 КП. Суть этого способа, продавать права страны на выбросы, через механизм ПСО, без создания национального механизма реализации КП и национальной методологии оценки результатов сокращения выбросов и их конвертации в права на выбросы. По сути этот контробандный способ реализации результатов сокращения выбросов разработан был для развивающихся стран, у которых нет прав на выбросы. Так что это не только мертворожденный документ, но в отсутствии в России закона о порядке распределения прав на выбросы парниковых газов и порядке их реализации и переуступке, этот документ не законен. 3. Нельзя сегодня нормировать энергопотребление в административном порядке в конкретных экономических условиях нашей сырьевой экономики, состояния энергетики, промышленности, ЖКХ и сельского хозяйства. Мы только начали освобождаться от различных пут административной дойки субъектов хозяйственной деятельности, как снова (по рабской психологии) просим надеть на шею очередную удавку в качестве кнопки включения нового механизма коррупционного доильного аппарата. Есть другие способы стимулирования энергосбережения, которые мы безболезненно можем задействовать. И достанется и нашим детям и останется нашим внукам. Об экономической эффективности этих мер я уже здесь как-то писал. На один вложенный бюджетный рубль до 6 рублей дохода бюджета. Но пока на задействание этих механизмов нет политической воли, или власть о них не знает, или просто целенаправленно высшая власть дезинформируется различными "пустышками" типа "климатической доктрины" или зомбируется на многочисленных тусовках международного уровня... |
expector 29 апреля 2009 |
vaselich. Наглым образом попрошу анотацию на Вашу статью о запатентованном способе оценки антропогенного воздействия. |
vaselich 29 апреля 2009 |
expector, Зачем анотацию. Читайте и комментируйте. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ Известно, что сжигание углеводородного топлива в добывающей промышленности, при производстве тепловой и электроэнергии, в технологических процессах производства и использования промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также природоохранной деятельности оказывает доминирующее отрицательное воздействие на окружающую среду (см., например, Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Кн.2. Загрязнения воды и воздуха: Пер. с англ.- М.: Мир. 1995, с.278-285). Используя промышленные товары и услуги в своей жизнедеятельности, хозяйственной и экономической деятельности человек также оказывает определенное негативное воздействие на окружающую среду. Но некоторые виды деятельности человека могут оказывать позитивное воздействие на окружающую среду: посадка и разведение лесов, применение агротехнических приемов, позволяющих накапливать в почве углерод и азот, переработка биомассы в целях получения энергии и удобрений и т.д. В процессе разработки механизмов и инструментов по реализации международных соглашений по охране окружающей среды одним из актуальнейших вопросов являются методы оценки антропогенного воздействия на окружающую среду, а также средства объективизации проводимых мероприятий по сокращению этого воздействия. К антропогенному воздействию следует относить прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человека и результатов его деятельности, вызывающее изменение природной среды и естественных ландшафтов. Контроль природоохранной деятельности осуществляется методами мониторинга за состоянием выбросов по степени влияния вредных факторов. Этот контроль осуществляется обычно постфактум. Для определения количественных параметров используются различные методы контроля, включая непосредственную регистрацию характеристик окружающей среды, а также различных компонентов производственной деятельности. Так, в изобретении «Способ оценки экологического состояния окружающей среды регионов» (RU 2156975 C1, Шашель и др.., 1999), определяют количество техногенных выбросов в атмосферу, внесенных в почву пестицидов, и загрязняющих веществ в составе сточных водах. Идентифицируют количество загрязнений по уровням, а затем оценивают интегральный индекс экологического загрязнения окружающей среды на территориях по расчетной формуле. Для целей мониторинга могут быть использованы различные средства дистанционного зондирования, описанные, например, в изобретении «Экологическая система сбора информации о состоянии региона (RU 2145120 С1, Баронкин и др., 2000), в том числе и космические системы с сетью воздушных и наземных измерительных средств. В изобретении «Система для определения параметров выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» (RU 2190875 С2, Саулин и др., 2002) строится математическая модель материального и теплового балансов технологической установки - источника выбросов с учетом основных физико-химических закономерностей протекающих процессов, а затем проводится текущий мониторинг за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, регулируется режим работы источника выброса таким образом, чтобы величина выброса была минимальной. В изобретении (RU 2224998 С1, Игнатьев и др., 2004) описано определение уровня экологической чистоты продукции с введением соответствующей маркировки "Экологически сертифицировано. Нормальный уровень". Предварительно производят составление списка антропогенных загрязнителей и примесей для конкретного вида продукции. Затем производят их определение (обнаружение), после чего производят классификацию обнаруженных загрязнителей по классам опасности и по лимитирующему показателю вредности. Далее по каждому классу показателя вредности для загрязнителей 2-4 класса опасности рассчитывают величину показателя экологической чистоты «А». По результатам чего определяют уровень экологической чистоты продукции. Описанные выше изобретения позволяют решать лишь частные задачи оценки выбросов различных вредных веществ, поступающих в среду обитания вследствие хозяйственной деятельности человека, и не позволяют дать прогноз воздействия антропогенных факторов на процессы, протекающие в окружающей среде в результате использования (потребления) товаров, работ, реализации услуг, не сопровождающихся такими выбросами. Прогноз в данном случае должен обеспечить заблаговременное предсказание видов, форм, величины и возможных масштабов антропогенных воздействий на окружающую среду и быть основан на изучении тенденции развития системы природопользования и перспектив хозяйственного и научно-технического развития. В серии патентных публикаций компании Environmentally Correct Concepts, Inc. (US 5887547, 1999; US 5975020, 1999; US 6115072, 2000, Caveny et al.), рассматриваются способы измерения и оценки количества углерода в парниковых газах (CO2, CH4), которые выделены жвачными животными на пастбищах в процессе естественного поглощения газов зеленой листвой. Это знание необходимо для правильных расчетов по углеродным кредитам в соответствии с рамочной Конвенцией ООН об изменении климата (Рио-де-Жанейро 1992г.). Предлагается вычислять баланс углерода (чистый углерод) как разность между количеством произведенного и поглощенного парникового газа за заданный промежуток времени на данной территории. Для этого регистрируется площадь территории пастбища, состояние растительности, длительность выпаса, привес животных, количество фуража потребленного животными, а также другие параметры. Однако и данный способ, в какой-то мере позволяющий объективизировать расчеты по кредитам углерода, решает задачу лишь в части воздействия на окружающую среду результатов сельскохозяйственной деятельности и не является универсальным для других областей деятельности человека. Анализ способов оценки показывает, что выявленные источники информации не включают аналогов, описывающих методы оценки уровня антропогенного воздействия на окружающую среду от совокупности факторов, что свидетельствует о новизне постановки задачи. ОПИСАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРИМЕНЕНИЮ СПОСОБА ОЦЕНКИ Применение способа оценки уровня антропогенного воздействия на окружающую среду характеризуется тем, что уровень антропогенного воздействия на окружающую среду выражают в виде удельного эквивалента воздействия на окружающую среду, численно равного количеству выбросов веществ (газов) выделяемых или поглощаемых в процессе производства, эксплуатации и утилизации единицы продукции и осуществления природоохранной деятельности, приведенного к одному году эксплуатации продукции или действия природоохранных мероприятий. При этом определяют удельный расход сырья, материалов или оборудования, удельные выбросы при их производстве, удельные выбросы от потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в процессе производства и эксплуатации единицы продукции, удельный объем выбросов при утилизации и территориальный коэффициент уровня воздействия на окружающую среду, а удельный эквивалент Q воздействия на окружающую среду вычисляют по формуле q1 +q2 +q3 +q4 Q = т/год, (1) Е • f где: q1 = A • K1 – количество выбросов веществ, выделяемых или поглощаемых при производстве единицы сырья, материалов или оборудования, расходуемых на единицу выпускаемой продукции или природоохранную деятельность, т; А – нормативное количество сырья, материалов или оборудования, приходящееся на единицу продукции или природоохранную деятельность, усл.ед., K1 – количество выбросов веществ, выделяемых или поглощаемых при производстве сырья, материалов или оборудования, приходящихся на единицу продукции или природоохранной деятельности, т/усл.ед.; q2 = B • K2 + q21 - количество выбросов веществ, выделяемых или поглощаемых при производстве продукции, приходящееся на единицу выпускаемой продукции или природоохранной деятельности, т; В – количество топливно-энергетических ресурсов, используемых на единицу продукции или природоохранной деятельности, т.у.т.; K2 - количество выбросов веществ, производимых при сжигании тонны условного топлива потребленных топливно-энергетических ресурсов, т/т.у.т.; q21 - количество выбросов других веществ, выделяемых или поглощаемых при производстве единицы продукции или природоохранной деятельности, т ; q3 = C • K3 + q31 - количество выбросов веществ, выделяемых или поглощаемых при эксплуатации единицы продукции или природоохранной деятельности в течение нормативного срока эксплуатации, т; С - количество топливно-энергетических ресурсов, используемых при эксплуатации единицы продукции в течение нормативного срока эксплуатации, т.у.т.; K3 - количество выбросов веществ на единицу продукции от потребленных топливно-энергетических ресурсов в течение нормативного срока эксплуатации, т/т.у.т.; q31 - количество выбросов других веществ, выделяемых или поглощаемых при эксплуатации единицы продукции в течение нормативного срока эксплуатации, т; q4 = D • K4 + q41 - количество выбросов веществ, выделяемых или поглощаемых при утилизации единицы продукции или природоохранной деятельности, т; D – количество топливно-энергетических ресурсов, используемых при утилизации единицы продукции или природоохранной деятельности, т.у.т.; K4 - количество выбросов веществ на единицу утилизируемой продукции или природоохранной деятельности от потребленных топливно-энергетических ресурсов, т/т.у.т.; q41 - количество выбросов других веществ, выделяемых или поглощаемых при утилизации единицы продукции или природоохранной деятельности, т; E – нормативный срок эксплуатации единицы продукции и природоохранной деятельности, годы; f = S : V – территориальный коэффициент уровня антропогенного воздействия на окружающую среду, S - суммарное количество поглощенных антропогенных выбросов веществ данной территории, т/год; V - суммарное количество антропогенных выбросов веществ данной территории, т/год, при этом значения qi, характеризующие выбросы с выделением веществ в окружающую среду, принимаются со знаком минус, а с поглощением выделяемых в результате антропогенной деятельности веществ - со знаком плюс. Способ может характеризоваться и тем, что удельный эквивалент воздействия на окружающую среду выражают в количестве выбросов в атмосферу двуокиси углерода и/или водяного пара и/или кислорода и/или водорода. Способ может характеризоваться также тем, что в качестве веществ, выделяемых или поглощаемых в процессе производства, эксплуатации и утилизации единицы продукции и осуществления природоохранной деятельности, определяют газы и/или пары и/или аэрозоли веществ, выделяемых в атмосферу в процессе сжигания топлива, производственных и технологических процессов и поглощаемых в результате реакции фотосинтеза. Для целей данного изобретения термин «продукция» означает товары, объекты, процессы промышленного и сельскохозяйственного производства, услуги и другие процессы, сопровождающие хозяйственную и природоохранную деятельность человека. Количество выбросов веществ в окружающую среду имеет размерность «тонна эквивалента», то есть: тонна двуокиси углерода (т.CO2), или тонна водяного пара (т.H2O), или тонна кислорода (т.O2). Нормативное количество сырья, материалов, оборудования и ТЭР, приходящееся на единицу продукции или природоохранную деятельность - значения А, B, C, D - определяется на основе измерений, включается в калькуляцию при производстве и выражается в виде тех размерностей, которые приняты для данного вида объекта. То есть нормативное количество сырья, материалов, оборудования и ТЭР, приходящееся на единицу продукции для сырья и материалов – т, м, м3, для оборудования – усл. ед. Посредством существующих методик по расчету или инструментальных методов измерения и контроля определяются значения К1, К2, К3 , К4 , q21, q31 q41. В том случае, например, если значение K2 не доступно для измерений приборами или не может быть вычислено, используется усредненное вычисление по отраслевым коэффициентам энергоемкости на рубль выпускаемой продукции, приводимое в ежегодно публикуемом Министерством энергетики балансе производства и потребления топливно-энергетических ресурсов по России. Если виды применяемого сырья, материалов и оборудования не единичны, то расчет проводится по каждому виду раздельно с последующим суммированием. То же относится и к случаю, когда применяется несколько видов топливно-энергетических ресурсов - по каждому виду расчет осуществляется отдельно, а итоговые результаты суммируются. При потреблении электроэнергии из централизованных источников возможно использование усредненного общегосударственного эквивалента выбросов парниковых газов на один квт.ч, определяемого по данным Национального сообщения Российской Федерации (в соответствии со ст. 4 и 12 рамочной Конвенции ООН об изменении климата), или по данным, официально представляемым в Международное энергетическое агентство. Возможно и использование значения удельного количества выбросов, определенного на основе измерений выбросов непосредственно у поставщика (производителя) электроэнергии. При наличии нескольких таких данных, должен применяться наибольший по величине. При определении территориального коэффициента f величины суммарных объемов S могут определяться по официальным верифицированным данным инвентаризации источников выбросов и поглощений данного территориального образования. При наличии тех и других данных должны применяться наибольшие по величине. Территориальный коэффициент f уровня воздействия на окружающую среду при расчете Q выпускаемой продукции позволяет учитывать природные особенности территории производства продукции. Введение этого коэффициента f стимулирует на территориях проведение мероприятий по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду. Как уже отмечалось, одним из главных источников антропогенных выбросов парниковых газов являются процессы сжигания ископаемого углеводородного топлива, которые описываются следующими основными химическими реакциями: Горение угля С+О2 = СО2, Горение углеводородов СхНу + (х+у/4) О2= хСО2 + у/2Н2О. Как следует из указанных реакций, основными продуктами сгорания ископаемого топлива являются двуокись углерода и вода, и при этом поглощается кислород. В процессе разработки методических указаний по оценке выбросов парниковых газов Международной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) был разработан порядок оценки антропогенных выбросов парниковых газов для различных территорий. За единицу измерений был принят эквивалент глобального потепления двуокиси углерода СО2 . Количество выбросов парниковых газов на одну сожженную тонну условного топлива, в зависимости от вида топлива, составляют (методология МГЭИК): уголь – 2,820 т СО2/т.у.т.; нефть – 2,130 т СО2/т.у.т.; газ – 1,640 т СО2/т.у.т.. Исходя из этих величин, можно определить количество выбросов CO2 при различных способах и технологиях производства электро и теплоэнергии при сжигании указанных топливно-энергетических ресурсов. Например, по России (с учетом атомной и гидроэнергетики) на 1 квт.ч электроэнергии, произведенной в 1996г., антропогенные выбросы парниковых газов составили 325 г в количестве CO2. Вместе с тем следует отметить, что методология МГЭИК не предусматривает инструмента для учета выбросов на единицу выпускаемой продукции и поэтому не позволяет оценить ее воздействие . При оценке воздействия на окружающую среду от сжигания углеводородного топлива или угля по количеству выбрасываемой двуокиси углерода возможна методологическая привязка к эквиваленту Q объемов вредных выбросов в зависимости от вида, технологии сжигания и химического состава топлива. Это позволяет упростить методологию оценки объемов вредных выбросов, применяя их как коэффициенты к эквиваленту Q объемов вредных выбросов. Двуокись углерода и вода являются естественными продуктами, необходимыми для воспроизводства растительного мира Земли и пополнения ее атмосферы кислородом. В результате основной реакции фотосинтеза, протекающей в растениях: Таким образом, определяя количество масс элементов, участвующих в вышеперечисленных реакциях (выброшенных в атмосферу и поглощенных из атмосферы), можно определить уровень выбросов (поглощения) этих элементов в окружающую среду. При этом в качестве единицы измерения эквивалента можно применять количество водяных паров (Н2О), двуокиси углерода (СО2), кислорода (О2), водорода (Н), и количество участвующих масс. В случае определения удельного эквивалента Q воздействия на окружающую среду по количеству двуокиси углерода он может быть обозначен как Q[CO2]. В этом случае при определении территориального коэффициента f величины суммарных объемов S берутся из периодически публикуемых Национальных сообщений Российской Федерации, представляемых в соответствии со статьями 4 и 12 рамочной Конвенции в секретариат РКИК. Использование количества выбросов двуокиси углерода в качестве критерия упрощает процедуру определения сокращения выбросов или увеличения поглощения парниковых газов для конкретной единицы продукции в процессе ее производства, эксплуатации и утилизации. Для реализации такого использования может быть применена «Автоматизированная контрольно-информационная система учета источников антропогенных выбросов и стоков парниковых газов, результатов мероприятий по сокращению их уровней и операций по переуступке достигнутых результатов» (RU 2225640 C1, Топр и Потапов, 2004). Наличие международного рынка сокращений выбросов парниковых газов, измеряемых в тоннах двуокиси углерода, а также введение рядом стран налогов на 1 тонну выбросов парниковых газов, позволяет прогнозировать экономическую эффективность F от внедрения новых видов продукции, технологии, товаров и услуг, а также эффективность природоохранной деятельности с использованием критерия Q[CO2] по следующей формуле: F = (Q1[CO2] – Q2[CO2]) • (Р + R) • N (2) , где: Q1[CO2], Q2[CO2] - эквиваленты воздействия на окружающую среду для действующих (или предшествующих) и новых (внедряемых), видов продукции, технологии, товаров и услуг, а также эффективности природоохранной деятельности, соответственно, т/год на единицу продукции; Р – удельная стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов, приведенная к тонне выбросов CO2 (определяется из выражения P = (g • h) : w, где: g – цена за единицу ТЭР на международном рынке (USD/ед.); h – коэффициент пересчета единиц в тонны условного топлива (ед./т.у.т.); w - количество выбросов парниковых газов от потребленных ТЭР или электроэнергии (т. СО2 /т.у.т.); R – рыночная стоимость одной тонны сокращений выбросов парниковых газов на международном рынке, USD; N – количество производимой Продукции в год. Следует иметь в виду, что международный рынок сертифицированных сокращений выбросов парниковых газов динамично развивается и его емкость в настоящее время оценивается около 0.5 млрд. USD. Кроме того, в странах ЕС, в соответствии с директивами ЕС принятыми в 2004 г, с 2005 будет действовать штраф за превышение выбросов парниковых газов в размере 50 Euro, а с 2008 - в размере 100 Euro за 1 т выбросов CO2. В результате, применение критерия Q[CO2], как следует из формулы (2), позволит взвешенно проводить природоохранные мероприятия с учетом их экономической целесообразности и экологической эффективности. Целесообразно продукцию или упаковку, а также технологическую документацию по товарам, услугам и т.п. маркировать значением эквивалента Q воздействия на окружающую среду. Для этого может использоваться специальный идентификационный знак Q или Q[CO2] или другой, содержащий аббревиатуру, например, ЭВОС (Эквивалент Воздействия на Окружающую Среду). Так, маркировка «ЭВОС( 0,5)СО2» или «Q[CO2]= 0,5СО2», проставленная на изделии – например на электрической лампочке, может означать, что в процессе производства, жизненного цикла и последующей утилизации антропогенное воздействие лампочки на окружающую среду эквивалентно 0,5 т выбросов СО2/год. Применение эквивалента Q позволяет производителю и будущему потребителю товаров и услуг заранее оценить степень его собственного воздействия на окружающую среду в результате производства продукции и последующей ее эксплуатации потребителем. При этом применении территориального коэффициента f уровня антропогенного воздействия на окружающую среду соответствует принципам международного права по охране окружающей среды, закрепленного ООН в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию (утверждена Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года). |
LTG 29 апреля 2009 |
expector писал(а) Понятие «Загрязнитель» не определено нормативно-правовыми актами, следовательно, каждый имеет право вкладывать в это понятие то, что считает нужным в соответствии со своими представлениями. Строго говоря, в одном документе оно употребляется: КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3) опасными и вредными веществами являются перевозимые на борту судна в качестве груза следующие вещества, материалы и изделия: перевозимые наливом вредные жидкие вещества, содержащиеся в дополнении II к Приложению II к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней, с поправками, а также вещества и смеси, условно отнесенные к категории ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ A, B, C и D в соответствии с правилом 3 (4) указанного Приложения II; Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов ссылка Приложение II Для целей статьи VI (1) "a" ниже приводится список веществ и материалов, сброс которых требует особой предосторожности: A. Отходы, содержащие значительное количество следующих материалов: мышьяк ─┐ свинец │ медь │ и их соединения цинк ─┘ кремнийорганические соединения цианиды фториды пестициды и их побочные продукты, не указанные в Приложении I. B. При выдаче разрешения на сброс больших количеств кислот и щелочей необходимо обращать внимание на возможное наличие в таких отходах веществ, перечисленных в пункте A, а также следующих дополнительных веществ: бериллий ─┐ хром │ никель │ и их соединения ванадий ─┘ C. Контейнеры, металлолом и прочие тонущие неупакованные отходы, потопление которых на дне моря может серьезно препятствовать рыболовству и судоходству. D. Радиоактивные отходы или другие радиоактивные материалы, не включенные в Приложение I. При выдаче разрешений на сброс этих материалов Договаривающиеся Стороны должны полностью принимать во внимание рекомендации международного органа, компетентного в этой области - в настоящее время Международного агентства по атомной энергии. expector писал(а) Вспомните картинку из учебника Природоведение «Круговорот воды в природе» Вся вода, испарившаяся с поверхности океанов или градирен АЭС в конечном итоге выпадает в виде осадков, дождь, снег Аналогичная картинка имеется и для круговорота углерода в природе. Весь выброшенный СО2 в конце концов оказывается химически связанным в виде карбонатов или органических веществ или растворенным в воде океанов. Вот тут дан график с результатами анализа ледового керна со станции Восток (колебания температуры, СО2 и СН4 за последние 400 тысяч лет). ссылка Вот тут обсуждение: ссылка http://ruscience.newmail.ru/earth_sciences/big_climatic_argument.html expector писал(а) Кстати, у кого есть ссылка на "Перечня веществ, загрязняющих атмосферный воздух" издания более позднего, чем шестое или в нормальном формате (РDF плохо отсканирован)? Заранее благодарю. Более позднее, это за какой год? |