tanj 25 мая 2009 |
уважаемые коллеги экологи! Я работаю на автотранспортном предприятии. Недавно получено положительное заключение по установлению санитарно-защитной зоны где в приложении сказано продолжать проводить мониторинг. Как часто нужно проводить мониторинг ( замеры )? Местный Роспотребнадзор не согласовал график лабораторных исследований уровня шума в СЗЗ (но там указано что нужно проводить замеры чуть ли не каждый месяц). Необходимо ли предприятию составить график и согласовать в Роспотребнадзоре? Достаточно ли будет проводить мониторинг лишь 1 раз в год? Если нет то какую ответственность несет предприятие за непроведение мониторинга? |
![]() ultra 25 мая 2009 |
Ну, что касается атмосферного воздуха, то значит следующим образом… ![]() В соответствии СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" необходимо осуществлять производственный лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест. В СанПиН 2.1.6.1032-01 об этом сказано так: -------------------- 5.1. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. 5.2. Система контроля и наблюдения должна соответствовать требованиям ГОСТа "Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест". 5.3. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке. 5.4. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке. ------------------ Так что, я бы составил программу производственного лабораторного контроля в СЗЗ с учетом рекомендаций ГОСТ «Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест». При этом определение содержания загрязняющих веществ должно производиться в приземном слое атмосферы на границе нормируемых территорий (жилая застройка, зона рекреации, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ, коттеджной застройки, коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных участков). А если откажутся согласовывать, потребую официальный отказ, который можно будет пустить в ход при удобном случае. ![]() |
tanj 25 мая 2009 |
наше предприятие не согласится проводить мониторинг каждый месяц или каждый квартал. (потому что это дополнительные затраты). а что будет если мы будет мониторить 1 раз в год? |
osanuke 26 мая 2009 |
Да ничего не будет. По-моему сейчас программа производственного контроля не согласовывается с Роспотребнадзором. Сами составьте, сами утвердите и живите по ней. А если при проверке возникнут вопросы, как правило, выпишут предписания, ссылаясь на какой-либо нормативный документ. Меня моё руководство уже давно научило: не высовывайся. И знаете, работает. |
tanj 26 мая 2009 |
Вот и мне тоже самое начальство говорит. просто если штрафы какие-то будут из-за этого меня уволят |
osanuke 26 мая 2009 |
Никто вас не уволит. За что вас штрафовать? Мониторинг ведётся 1 раз в год, согласно "Программы производственного контроля". Кстати, мы тоже меряем 1 раз в год в СЗЗ. А если Вы нарушаете закон, то "старшие товарищи" укажут в виде предписания в ходе проведения проверки. Почему сразу штраф? Да и зачастую штраф заплатить дешевле, чем выполнить все требования нашего несовершенного законодательства. |
tanj 26 мая 2009 |
так получается можно составить график контроля так как положено по СанПИНу и заверить на своем предприятии а на самом деле замеры делать только 1 раз в год? |
mavor 26 мая 2009 |
ФЗ-52 "О санитарно-эпидем. благополучии населения": Статья 32. Производственный контроль 1. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. 2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. 3. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. т.е. производственный контроль составляется только на основе санпинов и гостов. Не надо его согласовывать с РПН, только утверждать руководителем предприятия. |
tanj 26 мая 2009 |
всем огромное спасибо |
![]() ultra 26 мая 2009 |
mavor писал(а) т.е. производственный контроль составляется только на основе санпинов и гостов. Не надо его согласовывать с РПН, только утверждать руководителем предприятия. Да, мне это известно, что в соответствии с СП 1.1.1058-01 программу производственного контроля с органами санитарно-эпидемиологического надзора согласовывать не нужно. Но дело в том, что СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" практически имеют ту же юридическую силу (если не большую), что и СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Поэтому на согласование программу ПК в СЗЗ лучше в Роспотреб закинуть. У нас была похожая ситуация, когда санитары требовали согласования программы ПК по хоз.питьевой воде, в то время как по СП 1.1.1058-01 согласование программ ПК уже не требовалось. Мотивировали засранцы тем, что в санитарных правилах по питьевому водоснабжению имеется обязательное требование согласования программ производственного контроля за источниками водоснабжения. |
![]() ultra 26 мая 2009 |
tanj писал(а) наше предприятие не согласится проводить мониторинг каждый месяц или каждый квартал. (потому что это дополнительные затраты). а что будет если мы будет мониторить 1 раз в год? Когда-то мне на глаза попадалось письмо Роспотребнадзора от 02.10.2006 № 0100/10460-06-32 «Об организации лабораторного контроля при проведении социально-гигиенического мониторинга». В этом письме были даны рекомендации по организации лабораторного контроля за факторами среды обитания для социально-гигиенического мониторинга, которые по моему убеждению вполне можно использовать при организации производственного экологического мониторинга (производственного контроля) в СЗЗ. Итак, текст рекомендаций (выдержка). --------------------------- Приложение к письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02.10.2006 г. № 0100/10460-06-32 Организация лабораторного контроля за факторами среды обитания для социально - гигиенического мониторинга Все мониторинговые точки, посты наблюдения должны иметь единую нумерацию (код), привязаны к карте населенного пункта с точностью не менее 2 метра, т.е. иметь географические координаты. Данные о географических координатах рекомендуется заполнять из проектных документов на стационарный пост наблюдения, земельного кадастра или определять с помощью Global Positioning System GPS (глобальная система местоопределения). Выбор приоритетных веществ выполняется с использованием методологии оценки риска для здоровья химических веществ или в соответствии с информационным письмом «О списке приоритетных веществ, содержащихся в окружающей среде, и их влиянии на здоровье населения» №И/109-111 от 07.08.97г. Для оценки приоритетности загрязняющих веществ должен быть выполнен сбор информации по ряду показателей и созданы необходимые базы данных. Эта работа выполняется однократно. Ежегодно вносятся изменения, связанные с характеристикой выбросов (сбросов, изменений технологий и т.д.) источников загрязнения. 1. Организация лабораторного контроля за качеством атмосферного воздуха жилых территорий Отбор проб атмосферного воздуха населенных мест осуществляется на стационарных, маршрутных и передвижных постах в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных пунктов». Для СГМ необходимо использовать данные стационарных и маршрутных постов, т.к. только данные этих постов отражают диффузное загрязнение атмосферного воздуха, что позволяет рассчитать экспозицию, а последняя – оценить влияние на здоровье населения. Обязательными исследуемыми веществами в атмосферном воздухе являются взвешенные вещества (PM10 или TST), диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы. Стационарный и маршрутный посты размещаются в местах, выбранных на основе предварительного исследования загрязнения воздушной среды населенного пункта промышленными выбросами, выбросами автотранспорта, бытовыми и другими источниками и условий их рассеивания. Стационарные и маршрутные посты размещаются в жилых районах с различным типом застройки (в первую очередь, наиболее загрязненных), зонах отдыха, на территориях, примыкающих к магистралям интенсивного движения транспорта. Размещение постов определяется с учетом наибольшей плотности и численности населения, площади населенного пункта, рельефа местности, развития и размещения промышленных зон, зон отдыха, сети магистралей и их расположения по территории города. Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост – до 50 тыс. жителей, 2 поста – до 100 тыс. жителей, 2 – 3 поста – 100 – 200 тыс. жителей, 3 – 5 постов – 200 – 500 тыс. жителей, 5 – 10 постов – более 500 тыс. жителей, 10 – 20 постов (стационарных и маршрутных) – более 1 млн. жителей. Для СГМ оптимальна полная программа наблюдений, которая предназначена для получения информации о разовых и среднесуточных концентрациях. Наблюдения по полной программе выполняют ежедневно путем непрерывной регистрации с помощью автоматических устройств или дискретно через равные промежутки времени не менее четырех раз с обязательным отбором в 1, 7, 13, 19 часов по местному декретному времени. Одновременно с отбором проб воздуха определяют следующие метеорологические параметры: направление и скорость ветра, температуру воздуха, состояние погоды и подстилающей поверхности. Не менее 200 среднесуточных проб в год дают относительно надежное представление о степени загрязнения воздуха территории. 2) Организация лабораторного контроля за почвой селитебных территорий Оценка загрязнения почвы в районе жилой застройки проводится не только в отношении характеристики самой почвы, но и в отношении характеристики объектов загрязнения среды обитания как источников загрязнения. Возможное оседание компонентов выбросов на почву может служить для их идентификации (по градиенту снижения концентрации с удалением от источника) и характеризовать мощность выбросов, что, прежде всего, актуально в аварийных ситуациях. При проведении контроля загрязнения почв следует учитывать класс опасности химических веществ. Необходимо соблюдение требований при использовании физико-химических и биологических методов, позволяющих получить достоверную качественную и количественную информацию о наличии загрязнителей в почве. Почвы, отнесенные к категории загрязненных, должны находиться под постоянным контролем. Почвы выводятся из этой категории, когда количество в них загрязняющих веществ становится ниже допустимого уровня и постоянный контроль заменяется на периодический. Желательно предусмотреть общий элементный анализ почв. При этом необходимо фиксировать не только превышение, но и дефицит микроэлементов. Заключение по результатам анализа элементного состава, составляется с учетом: подвижности, характера взаимодействия и степени связывания элементов со структурами почвы. Особое внимание следует уделять почвам, прилегающим к предприятиям и объектам промышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяйств, транспорта, которые по характеру своей деятельности могут загрязнять почву посредством выбросов, сбросов, отходов, стоков и осадка сточных вод. В этом случае, размещают мониторинговые точек в направлении господствующих ветров и в противоположном им направлении. Для контроля санитарного состояния почвы в зоне влияния промышленного источника загрязнения пробные площадки закладывают на расстояниях до 3-кратной величине санитарно-защитной зоны. Пробные площадки закладывают на участках с однородным почвенным и растительным покровом, а также с учетом хозяйственного использования основных почвенных разновидностей. Для контроля загрязнения почв сельскохозяйственных угодий в зависимости от характера источника загрязнения, возделываемой культуры и рельефа местности на каждые 0,5 – 20,0 га территории закладывают не менее 6 пробных площадок размером не менее 10 х 10 м для получения статистически значимых результатов. Для контроля санитарного состояния почв на территории расположения детских садов, игровых площадок, выгребов, мусорных ящиков и других объектов, занимающих небольшие площади, размер пробной площадки должен быть не более 5 х 5 м. Сеть мониторинговых точек определяется в зависти от площади населенного пункта, рельефа местности, численности и плотности населенного пункта. Мониторинговые точки для контроля загрязнения почвы необходимо размещать на территориях ДОУ, игровых, спортивных, детских площадок селитебной территории, в зонах рекреаций, на территориях лечебно-профилактических учреждений. Число мониторинговых точек должно охватывать 20% каждого вида территорий и охватывать всю территорию населенного пункта. Исследование почвы для химического, бактериологического и гельминтологического анализов в каждой мониторинговой точке должно быть не менее 6 в год и охватывать все сезоны года (кроме зимнего сезона для территорий с минусовыми температурами). ............ ------------------------- |
vveco 26 мая 2009 |
tanj писал(а) уважаемые коллеги экологи! Я работаю на автотранспортном предприятии. Недавно получено положительное заключение по установлению санитарно-защитной зоны где в приложении сказано продолжать проводить мониторинг. Как часто нужно проводить мониторинг ( замеры )? Местный Роспотребнадзор не согласовал график лабораторных исследований уровня шума в СЗЗ (но там указано что нужно проводить замеры чуть ли не каждый месяц). Необходимо ли предприятию составить график и согласовать в Роспотребнадзоре? Достаточно ли будет проводить мониторинг лишь 1 раз в год? Если нет то какую ответственность несет предприятие за непроведение мониторинга? Исходя из приведенной ситуации, напрашивается вывод что Вы получили СЭЗ о соответствии проекта организации СЗЗ санитарным нормам и правилам но не на установление окончательного размера СЗЗ. Новой редакцией СанПина ...1200 предусмотрено поэтапное установление сзз - 1. Расчетная (проект) вы его сделали и получили СЭЗ. 2. окончательная - устанавливается по результатам не менее чем годовых натурных исследований выполненных по СОГЛАСОВАННОЙ! С РПН программе наблюдений (30 или 50 дней наблюдений в каждой точке) ! о чем у вас в приложении к СЭЗ и должно быть написано.. а обсуждение здесь ушло в сторону производственного контроля - вещи несомненно полезной но к установлению сзз не совсем применимой. что касается ответственности - тут как карта ляжет - разработав только проект - сзз вы не установили .. у нас прокурорским врачи это уже разъясняют |
tanj 27 мая 2009 |
СЭЗ мы получили уже на окончательное установление СЗЗ по результатам годового мониторинга. График контроля был сделан и сдан в районный роспотреб, там его продержали полгода, а потом заявили что его согласование не в их компетенции и мол несите несогласованный в другой главный роспотреб. Там естественно были очень удивлены что районный роспотреб не согласовал, сделали туда запрос и все таки выдали СЭЗ на установление окончательного размера СЗЗ, а в приложение написали продолжать проводить мониторинг. и вот не знаю теперь как быть? опять что-ли в районный роспотреб нести на согласование график контроля? |
vveco 27 мая 2009 |
tanj писал(а) СЭЗ мы получили уже на окончательное установление СЗЗ по результатам годового мониторинга. График контроля был сделан и сдан в районный роспотреб, там его продержали полгода, а потом заявили что его согласование не в их компетенции и мол несите несогласованный в другой главный роспотреб. Там естественно были очень удивлены что районный роспотреб не согласовал, сделали туда запрос и все таки выдали СЭЗ на установление окончательного размера СЗЗ, а в приложение написали продолжать проводить мониторинг. и вот не знаю теперь как быть? опять что-ли в районный роспотреб нести на согласование график контроля? Я что то в Вашей ситуации запутался окончательно.. То что в районном РПН не устанавливают размер сзз - это правильно т.к. это вопрос либо главного государственного санитарного врача (1-2 категория) либо главного врача субъекта (3-5 категория). - странно что они этого не знали? ![]() |
tanj 27 мая 2009 |
что за годовая программа наблюдений? программы производственного контроля у нас нет. Есть табличка график лабораторных исследований атм. воздуха и уровня шума в СЗЗ, который роспотреб и не согласовал |
vveco 27 мая 2009 |
tanj, Программа наблюдений это согласованный РПН документ по которому вы весь прошлый год делали замеры - много замеров!! (по крайней мере должны были делать чтобы установить СЗЗ).. |
tanj 27 мая 2009 |
Согласованной программы у нас нет. я только недавно пришла работать на это предприятие и попала под самый конец телодвижений с СЗЗ. Мониторили по несогласованному графику |
vveco 27 мая 2009 |
tanj писал(а) Согласованной программы у нас нет. я только недавно пришла работать на это предприятие и попала под самый конец телодвижений с СЗЗ. Мониторили по несогласованному графику У вас врачи не знают СанПин ![]() ![]() |
![]() ultra 28 мая 2009 |
Сегодня созванивался с отделом надзора за состоянием среды обитания Управления Роспотребнадзора по РТ по поводу производственного контроля в СЗЗ. У нас тоже есть вопросы и проблемы по этой части. Ну, в принципе они подтвердили то, о чем я выше уже постил. Значит, натурные исследования загрязнения атмосферного воздуха в контрольных точках СЗЗ для подтверждения расчетной СЗЗ делают, как и положено, то есть согласно программы годовых наблюдений, являющейся неотъемлемой частью проекта РСЗЗ. После выполнения программы наблюдений производственный экологический мониторинг в СЗЗ продолжают согласно программы производственного контроля, которую разрабатывают на основании требований СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест". Производственный контроль ведут не в характерных точках СЗЗ, а согласно СанПиН 2.1.6.1032-01 в зоне влияния выбросов источников предприятия. То есть проводят подфакельные наблюдения согласно РД. Вот такая петрушка с морковкой. ![]() |
vveco 28 мая 2009 |
ultra писал(а) Значит, натурные исследования загрязнения атмосферного воздуха в контрольных точках СЗЗ для подтверждения расчетной СЗЗ делают, как и положено, то есть согласно программы годовых наблюдений, являющейся неотъемлемой частью проекта РСЗЗ. Поддерживаю ![]() Только в нашей деревне программа может не быть неотъемлемой частью проекта. РПНу почему то так удобнее. ![]() |