moskalinka 1 сентября 2008 |
Господа! Позвольте задать очень глупый вопрос, ответ на который для Вас, как экологов, очевиден. А я отчаянно туплю вот уже долго, и не могу разобраться, где истина. А именно: существуют ПДК (гигиенические). А существуют ПДВ (предельно допустимые выбросов в т/год или г/сек.) ПДВ для предприятий города устанавливается так, чтобы ПДК не были превышены. Для этого при расчете ПДВ для каждого предприятия учитывается масса факторов (напр., фоновые загрязнения, наличие других источников загрязнения в городе). Смысл в том, чтобы все предприятия, объединив так сказать усилия по выбросам в атмосферу нашего города, постарались надымить так, чтобы ПДК все-же не были превышены (они очень сильно старались). Я представляю себе карту города, в котором 1 завод. Завод согласует нормативы ПДВ и фигачит на полную катушку, т.к. он один и сколько бы он не старался, ПДК пока не будут превышены. Потом появляется еще 1 завод, он тоже получает разрешение на выбросы. А когда появляется 3 завод, то выясняется, что если его выбросы будут, как у завода 1, или 2, то превысится ПДК. Поэтому ему разрешают ПДВ, но меньше, чем у 1 и 2. Получается нечестно. Если там еще несколько заводов откроется, то им придется еще хуже. Равно как и первым двум заводам по прошествию 5 лет, т.к. их ПДВ будут пересматривать. Пожалуйста, объясните мне, правильно ли я поняла принцип, по которому предприятиям устанавливают ПДВ, посчитанные с учетом ПДК. Спасибо заранее! Ногами прошу не бить. |
Rammzes 2 сентября 2008 |
moskalinka, согласно СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" 2.1. Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Для отдельных веществ допускается использование ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), для которых устанавливаются сроки их действия. 2.2. В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации. Так вот, чтобы эти нормы обеспечить, на стадии "замысла" строительства предприятия проводится такое мероприятие, как ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), в котором проектировщиками определеятся, какое воздействие на ближайший населенный пункт будет оказываться проектируемым предприятием. Воздействие - шумовое, тепловое, загрязнение атмосферного воздуха и др. - выражается в количесвенном виде. И чтобы данное воздействие ограничить и иметь возможность контролировать, для предприятий, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, придумали санитарно-защитную зону. СЗЗ (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) - специальная территория (вокруг предприятия) с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Т.о. за пределами СЗЗ должны обеспечиваться гигиенические нормативы. Поэтому, теоретически, вокруг города может быть хоть 100 предприятий с установленными ПДВ, которые могут выбрасывать, сколько влезет, лишь бы обеспечивались нормативы на границе СЗЗ и тем более в жилой зоне. А чтобы не "ущемлять" предприятия в возможности загрязнять окружающую среду, его просто построят подальше от города, уменьшив таким образом его вклад в загрязнение города. И так с каждым предприятием. |
Rammzes 2 сентября 2008 |
moskalinka, естественно, так должно быть теоретически. А на самом деле... Пытаются реальность "впихнуть" в тесные нормативные документы, которые сочиняются, глядя на потолок. |
moskalinka 12 сентября 2008 |
Эдак получается черт-те что... Если двум похожим предприятиям абсолютно в ИНДИВИДУАЛЬНОМ порядке устанавливаются РАЗНЫЕ размеры ПДВ. Проще было бы, наверное, постановить, что с трубы разрешается выбрасывать не более определенного количества загрязняющего вещества, мг/м3. Убейся, но не моги. Может быть, еще имело бы смысл по отраслям как-то дифференцировать эти значения разрешенного количества содержания вредных веществ. Сразу бы все побежали эффективные газоочистки устанавливать, а то по состоянию ОС оно и заметно, насколько "успешна" существующая система. Я не права? |
![]() ultra 12 сентября 2008 |
moskalinka писал(а) Эдак получается черт-те что... Если двум похожим предприятиям абсолютно в ИНДИВИДУАЛЬНОМ порядке устанавливаются РАЗНЫЕ размеры ПДВ. Проще было бы, наверное, постановить, что с трубы разрешается выбрасывать не более определенного количества загрязняющего вещества, мг/м3. Убейся, но не моги. Может быть, еще имело бы смысл по отраслям как-то дифференцировать эти значения разрешенного количества содержания вредных веществ. Сразу бы все побежали эффективные газоочистки устанавливать, а то по состоянию ОС оно и заметно, насколько "успешна" существующая система. Я не права? Вы правы. Но от нормирования по принципу установления предельно-допустимых выбросов совсем тоже не уйти. Для крупных городов, у которых имеется большое количество передвижных источников выбросов, или для крупных промышленных узлов с больших количеством неорганизованных выбросов, нормирования на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха не избежать. |
moskalinka 19 сентября 2008 |
А какую роль технические нормативы играют? Есть упоминание о них в законе "Об ООС" . Еще читала, что при установлении ПДВ/ВСВ технические нормативы должны учитываться. А фактически, учитываются ли технические нормативы при установлении ПДВ/ВСВ (или это невозможно в силу каких-то коллизий в законах)? А самое главное, где они прописаны, эти нормативы, кто занимается их установлением? Информация вся отрывочная какая-то по этой теме. Вроде как есть тех.нормативы для котлов электростанций, по другим сведениям- только для больших котлов, в другом месте стоит- только по оксидам азота, в третьем- только по максимальным нагрузкам, в четвертом- тех.нормативы в будущем должны утверждаться техническими регламентами. Помогите, пожалуйста, разобраться в путанице. А самое страшное, есть еще какие-то "нормативы удельных выбросов". Это не то же самое, что технические нормативы? ![]() Заранее очень признательна всем, кто развеет мои сомнения и наставит на путь истинный! |
Mebel 19 сентября 2008 |
В том то все и дело, что в настоящий момент, отсутствует порядок установления тех. нормативов, а нормативы удельных выбросов, соотвественно не устанавливаются |
![]() ultra 19 сентября 2008 |
moskalinka писал(а) Вроде как есть тех.нормативы для котлов электростанций, по другим сведениям- только для больших котлов, в другом месте стоит- только по оксидам азота, в третьем- только по максимальным нагрузкам, в четвертом- тех.нормативы в будущем должны утверждаться техническими регламентами. Помогите, пожалуйста, разобраться в путанице. А самое страшное, есть еще какие-то "нормативы удельных выбросов". Это не то же самое, что технические нормативы? ![]() Нормативы удельных выбросов – суть технологических нормативов. В Федеральном законе № 7-ФЗ технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции. В проекте закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" технологический норматив – норматив допустимых выбросов и сбросов веществ, иных физических факторов воздействия на окружающую среду в процессе производства продукции (работ, услуг), который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ в окружающую среду, а также величину иных физических факторов воздействия на окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции (работы, услуги). Таким образом, технологические нормативы выражаются в удельных величинах выбросов отнесенных на единицу продукции. Например, в энергетике технологический норматив выбросов, отражающий в настоящий момент уровень применяемой технологии, может выражаться в удельных величинах выбросов, отнесенных на единицу вырабатываемой электрической или тепловой энергии, а также на единицу использованного условного топлива. По моему мнению, производители топливоиспользующих установок, чтобы их продукция была более конкурентоспособной, должны прописывать в технической документации, сопровождающей эти установки, удельные нормативы выбросов. Тогда появится реальная конкурентная среда в части выбора технологий, оказывающих наименьшее негативное воздействие на окружающую среду. Но эти вопросы уже относятся к проблеме ведения государственного реестра наилучших существующих технологий. |
moskalinka 21 сентября 2008 |
ultra, Вы в других темах как-то писали о том, что для ТЭС есть технические нормативы, найти которые можно в ГОСТах. Подскажите, пожалуйста, а фактически эти нормативы собрлюдаются/ пригождаются для расчета ПДВ? Обязательно ли их выполнение для предприятий? Читаю в ЭП (6/06): "Перечни (кадастры) объектов, в отноше- нии которых должны определяться тех- нические нормативы выбросов, разраба- тывает Ростехнадзор." Интересно, разработал ли, 2 года прошло. |
![]() ultra 22 сентября 2008 |
moskalinka писал(а) ultra, Вы в других темах как-то писали о том, что для ТЭС есть технические нормативы, найти которые можно в ГОСТах. Подскажите, пожалуйста, а фактически эти нормативы собрлюдаются/ пригождаются для расчета ПДВ? Обязательно ли их выполнение для предприятий? Читаю в ЭП (6/06): "Перечни (кадастры) объектов, в отноше- нии которых должны определяться тех- нические нормативы выбросов, разраба- тывает Ростехнадзор." Интересно, разработал ли, 2 года прошло. Насколько я знаю, у нас при разработке ПДВ технические нормативы не учитывались. В принципе в проекте ПДВ имеется информация о расчетных нормативах ПДВ для источников выбросов. Но в нашем случае получается, что к одному источнику выбросов (дымовой трубе) подключены несколько источников выделений (котлов). Хотя контролировать необходимо соблюдение ПДВ на источниках выбросов, инструментальные измерения параметров выбросов мы осуществляем на котлах. И тем самым у нас имеется возможность контролировать соблюдение ТНВ каждым котлом. Если бы замеры проводились на источниках (трубах), то такой возможности не было бы. В большой энергетике удельные нормативы выбросов (ТНВ) установлены в ГОСТ 28269-89 «Котлы паровые стационарные большой мощности. Общие технические требования». ссылка В данном ГОСТ приведены удельные нормативы выбросов оксидов азота, отнесенные к единице тепловой производительности котла, а также наибольшие допустимые концентрации оксидов азота за котлами. Также нормативы удельных выбросов твердых частиц, оксидов азота, оксидов серы в зависимости от вида топлива и от времени ввода котельной установки в эксплуатацию установлены в: 1. ГОСТ Р 50831-95 «Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования». 2. Временные методические указания по установлению технических (максимально допустимых) нормативов удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для действующих котельных установок, АООТ "ВТИ", 2001 г. А вообще удельные нормативы выбросов устанавливались по отраслевому принципу. Например, - Нормативные показатели удельных выбросов в атмосферу от основных видов технологического оборудования предприятий отрасли. Части 1, 2. Харьков, 1990 г. - Сборник удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от предприятий перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса - Каталог удельных выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами газомотокомпрессоров. М., 1997 г. - СТО Газпром 2-3.5-039-2005. Каталог удельных выбросов вредных веществ газотурбинных газоперекачивающих агрегатов - Отраслевые нормативы удельных выбросов вредных веществ при переработке пластических масс. М, 1991 г. - Приказ Минприроды РФ от 19 июля 1995 г. N 289 "О проведении эксперимента по применению нормативов удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу", утвердивший "Нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферe от хлебопекарных предприятий". и еще много-много других. |