nif-nif 7 августа 2008 |
Помогите кто-нибудь ![]() Расскажите порядок получения сертификата. Может кто-то уже проходил эту процедуру, обменяйтесь опытом, расскажите, кто где обучался, по какой программе, сколько аудитов, в какое время.... Все что касается ИСО 14000.... Расскажите.... ![]() |
oks 7 августа 2008 |
nif-nif, поможем конечно. Наше предприятие получило сертификат 3 года назад. В этом году этот сертификат свое действие уже закончил и время нашу систему ресертифицировать. Общий порядок был следующий (после заключения договора с сертифицирующим органом на сертификацию): 1. предсертификационный аудит, 2. сертификационный аудит (через 3 месяца после этапа 1), 3. 1-й надзорный аудит (примерно через 1 год после этапа 2), 4. 2-й надзорный аудит (1 год после этапа 3), 5. далее ресертификация, если принято такое решение. Что касается обучения, то не совсем понятно обучался чему? Как строить систему в соответсвии со стандартом iso 14001, мы не обучались. В построении системы нам помогали консультанты. А внутренние аудиторы действительно обучались, но, по-моему, это не обязательное требование. Если заинтересует, отвечу более подробно. |
![]() ultra 7 августа 2008 |
nif-nif, Простой парень. ![]() ![]() Ну, вот почитай пока это руководство. Только не бери этот документ, как за основу. По-моему мнению это не самое лучшее руководство. Но для некоторого ознакомления подойдет. А вообще сам читал какую-нибудь литературу по СЭМ? ----------------------------------------------- РУКОВОДСТВО ПО ВНЕДРЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА БАЗЕ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 14000 1. Подготовительный этап На подготовительном этапе руководство предприятия должно решить, какие именно обязательства в части экологического менеджмента оно готово принять на себя, включая обязательства по: - внедрению, поддержке и улучшению системы экологического менеджмента; - подтверждению соответствия принятой (принимаемой) политики в области окружающей среды; - демонстрированию этого соответствия третьим сторонам (местным органам исполнительной власти, руководству вышестоящих организаций, общественности, потребителям, инвесторам, кредиторам, страховым фирмам); - сертификации системы экологического менеджмента; - внутреннему подтверждению (самодекларации) соответствия системы экологического менеджмента стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Затем руководство должно принять (или скорректировать уже принятую) экологическую политику в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-2007. На подготовительном этапе клиент (заказчик работ) осуществляет выбор исполнителя (внутренние экоаудиторы, экоаудиторская фирма) и совместно с исполнителем определяет состав исходной информации, характеризующей состояние природоохранных работ на предприятии. Эта документация потребуется при первоначальной оценке состояния работ, проводимой рабочей группой экоаудиторов непосредственно на объекте, как это предусмотрено в ГОСТ Р ИСО 14004 (п. 4.1.3). При отборе исходной информации основное внимание уделяется имеющимся документам, связанным с функционированием создаваемой системы экологического менеджмента, относящимся к: - экологической политике предприятия; - планированию в части экологического менеджмента; - внедрению и функционированию системы экологического менеджмента; - документации системы экологического менеджмента; - проверкам и корректирующим действиям. Типовой перечень исходных документов для проведения оценки состояния работ по охране окружающей среды приведен в приложении 1. 2. Первоначальная оценка состояния работ на объектах внедрения стандартов ИСО серии 14000 На этом этапе оцениваются различные аспекты деятельности предприятия, связанные с воздействием на окружающую среду. Первоначальная оценка воздействий на окружающую среду (оценка текущего состояния предприятия в части его деятельности, продукции, услуг, воздействующих на окружающую среду, и разработка рекомендаций по дальнейшему развитию работ в этом направлении с учетом требований стандартов ГОСТ Р серии 14000) предполагает: - использование вопросников; - интервью; - заполнение контрольных листков; - посещение места деятельности; - проверку документации; - документирование полученных результатов. Ниже рассматриваются отдельные этапы первоначальной оценки состояния предприятия в части воздействия на окружающую среду. 2.1. Определение области применения проводимой оценки и состава исходных данных для ее проведения Работы по определению области применения проводимой оценки и исходных данных, необходимых для ее проведения, включают в себя: - установление границ оценки: производств; элементов жизненного цикла продукции; поставщиков комплектующих изделий и материалов; субподрядчиков; потребителей; - установление перечня производств (цехов, технологических процессов), соответствующих входов и выходов балансовой схемы материальных потоков (включая вспомогательные производства и обращение отходов), которые оказывают или могут оказать воздействие на окружающую среду; - установление показателей производства (наименование, единица измерения, количество в год на планируемый (рассматриваемый) период), комплектующие изделия и материалы, энергетические ресурсы); - оценка состояния работ на предприятии в части обращения сточных вод, опасных веществ, выбросов в атмосферу, шумового загрязнения, санитарного состояния почв, неутилизируемых отходов. 2.2. Оценка выполнения предприятием обязательных и добровольных (принятых самим предприятием) требований в области окружающей среды На этом этапе рассматриваются: - экологические нормативы, действующие на предприятии; - экологические аспекты и воздействия на окружающую среду; - соответствие экологических характеристик предприятия требованиям законодательных актов, нормативных и правовых документов. 2.3. Рассмотрение внутренних и внешних взаимодействий предприятия при выполнении работ, связанных с окружающей средой На этом этапе рассматриваются: - действия внешних организаций; - закупки и контракты предприятия; - заинтересованные стороны; - финансовая деятельность, связанная с деятельностью предприятия в области охраны окружающей среды. 2.4. Оценка состояния работ по управлению окружающей средой на предприятии На этом этапе проводится оценка наличия и эффективности действующих на предприятии правил и процедур экологического менеджмента, в том числе: - оценка принятой экологической политики с точки зрения общих принципов действий предприятия в области охраны окружающей среды, главных целей (экологических характеристик), определяющих ответственность предприятия в области окружающей среды; - оценка целевых (плановых) экологических показателей, принятых в соответствии с экологической политикой предприятия; - оценка структурно-функциональной схемы работ, связанных с окружающей средой, на предприятии, обязанностей, прав и ответственности руководящего персонала предприятия в части экологического менеджмента; - оценка существующих программ предприятия, затрагивающих вопросы экологического менеджмента; - оценка наличия кадровых и технических ресурсов; - оценку экологического образования персонала; - оценка ведения отчетности по вопросам, связанным с окружающей средой; - оценка правил и процедур управления документацией, связанной с управлением окружающей средой или содержащей данные, касающиеся окружающей среды (разработка, ведение, пользование, изъятие, хранение, уничтожение); - оценка комплекса работ, связанных с обращением отходов; - оценка подготовленности к аварийным ситуациям, в том числе имеющихся планов и процедур на случай их возникновения; - оценка действующей системы измерений и контроля экологических воздействий; - оценка наличия и эффективности корректирующих (предупреждающих) действий по выявленным несоответствиям экологических характеристик и воздействий на окружающую среду установленным требованиям; - оценка наличия и выполнения процедур проведения внутренних проверок 2.5. Отчетность по первоначальной оценке Отчет по первоначальной оценке содержит выводы и рекомендации по совершенствованию работ в области окружающей среды, созданию системы экологического менеджмента на предприятии и подготовке ее к сертификации на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007. 3. Разработка документации по системе экологического менеджмента на объектах внедрения Одним из основных требований к системе экологического менеджмента является ее документирование. Предприятие должно располагать информацией на бумажных или электронных носителях, необходимой для того, чтобы можно было описать основные элементы системы управления и их взаимодействие. Процедуры управления документацией, предусматриваемой ГОСТ Р ИСО 14001-2007, требуют, чтобы имелась возможность: а) установить ее местонахождение; б) производить периодическую проверку, пересмотр и подтверждение ее действия уполномоченными на то лицами; в) установить наличие действующих редакций документов и своевременность изъятия устаревших документов со всех мест их использования. Предприятие должно четко определить виды документов, в которых устанавливаются процедуры функционирования и контроля отдельных элементов системы экологического менеджмента. Типовой перечень основных организационно-технических документов, регламентирующих процедуры работ, предусмотренных ГОСТ Р ИСО 14001-2007, приведен в приложении 1. Характер документации может изменяться в зависимости от размера и деятельности предприятия. В тех случаях, когда элементы системы экологического менеджмента интегрированы в общую систему управления предприятием, документация по окружающей среде должна быть также интегрирована в общую документацию. В состав документации по системе экологического менеджмента рекомендуется включить Руководство по системе управления, в котором: - определяется политика, цели и задачи в области окружающей среды; - описываются средства достижения этих целей и задач; - документально подтверждаются основные роли, ответственности и процедуры; - описываются другие элементы системы управления организации, если это необходимо, и подтверждается внедрение элементов системы экологического менеджмента, подходящих для организации. При разработке и применении документации следует обратить внимание на то, чтобы вся документация была датированной (с указанием срока действия), легко идентифицируемой, упорядоченной и сохранялась в течение всего периода ее использования. Предприятие должно обеспечить: - закрепление документации за соответствующими подразделениями и элементами системы экологического менеджмента и должностными лицами; - периодическую проверку документации и (при необходимости) ее пересмотр; - доступность действующих редакций необходимых документов везде, где выполняются операции, требующиеся для эффективного функционирования системы; - немедленное изъятие устаревших документов со всех мест их использования. Основополагающие документы системы экологического менеджмента целесообразно представлять в виде стандартов предприятия, разработанных в соответствии с требованиями Государственной системы стандартизации. 4. Внедрение системы экологического менеджмента на промышленных объектах Предприятие может рассматривать различные варианты внедрения стандартов ИСО серии 14000: - использование стандарта ГОСТ Р ИСО 14004-2007 или части его для инициирования разработки или совершенствования системы экологического менеджмента; - использование его для сертификации системы экологического менеджмента; - использование стандартов ГОСТ Р ИСО 14001-2007, ГОСТ Р ИСО 14004 для признания второй стороной (например, потребителем) при заключении договоров на поставку. Выбор варианта внедрения для конкретного предприятия зависит от следующих факторов: - принятой (разрабатываемой) экологической политики предприятия; - уровня зрелости предприятия (наличия общей системы управления предприятием, включающей в себя фрагменты системы экологического менеджмента); - размера и местоположения предприятия; - других факторов (положения на рынке, репутации, внешнеэкономических связей предприятия и т. д.). Область распространения создаваемой на предприятии системы экологического менеджмента может охватывать все или отдельные виды деятельности, продукции и услуг, оказывающие воздействие на окружающую среду. Наиболее удобным является создание систем экологического менеджмента в каждом структурном подразделении предприятия, созданном по признаку общности основного вида деятельности и/или по территориальному признаку. 5. Обеспечение функционирования и внутренние проверки системы экологического менеджмента на объектах Для обеспечения функционирования системы экологического менеджмента в документации системы должны быть четко распределены ответственности всех должностных лиц, чья деятельность может оказать воздействие на окружающую среду. Руководство предприятия должно назначить специального представителя (представи-телей), которые, независимо от этого, будут иметь определенные обязанности, ответственность и полномочия для того, чтобы: а) устанавливать требования к системе управления и контролировать их применение в соответствии с ИСО серии 14000; б) сообщать характеристики системы экологического менеджмента предприятия руководству с целью их проверки и выработки дальнейших действий по улучшению системы экологического менеджмента. Экологическое управление предприятия включает в себя: - установление необходимости обучения (тренинга) персонала; - установление потенциальных возможностей аварий, чрезвычайных ситуаций и реакции на них с целью предупреждения или уменьшения возможных воздействий на окружающую среду; проверку и, при необходимости, пересмотр планов действий в чрезвычайных ситуациях после имевших место аварий; периодическое испытание готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях; - определение и выделение соответствующих людских, материальных и финансовых ресурсов для выполнения политики в области окружающей среды и достижения принятых целей. Предприятие должно устанавливать и поддерживать программу(ы) и процедуры для проведения периодических аудитов системы экологического менеджмента, для того чтобы: а) определять соответствие или несоответствие системы запланированным мероприятиям по управлению окружающей средой, включая требования ГОСТ Р ИСО 14001-2007, а также эффективность ее функционирования; б) представлять результаты аудита руководству. Экоаудиты системы экологического менеджмента могут проводится специально подготовленным персоналом предприятия и/или внешними аудиторскими организациями, выбранными предприятием. Частота экоаудита должна определяться характером производства с точки зрения потенциальных воздействий на окружающую среду. При определении частоты экоаудитов, как и при составлении программ экоаудита, должны учитываться результаты предыдущих аудитов. 6. Анализ со стороны руководства и обеспечение непрерывного улучшения экологического менеджмента на объектах Предприятие должно проверять и непрерывно улучшать свою систему экологического менеджмента с целью улучшения общих экологических характеристик предприятия. Проверка системы экологического менеджмента включает в себя: - проверку целей в области окружающей среды, целевых (плановых) экологических показателей, эффективности экологической политики предприятия и необходимость ее изменения в связи с: - изменениями законодательства; - изменениями намерений или требований заинтересованных сторон; - изменениями номенклатуры продукции и услуг; - изменениями ситуации на рынке; - изменениями в порядке предоставления отчетности; - научно-техническим прогрессом; - анализ несоответствий и замечаний, сделанных при проведении экоаудитов. Следует подчеркнуть необходимость личного участия руководства предприятия в проверке системы экологического менеджмента, привлечения к проверкам руководителей всех уровней, что обеспечивает действенность таких проверок. В процессе принятия решений по результатам проверок должны приниматься во внимание мнения всех заинтересованных сторон. Руководство предприятия должно следовать принципу непрерывного улучшения. Средствами осуществления этого принципа являются внутренние экоаудиты системы, проверки ее функционирования со стороны руководства, осуществление корректирующих и предупреждающих действий по выявленным несоответствиям. Процедуры непрерывного улучшения должны обеспечивать: - установление возможных областей улучшения экологического менеджмента; - определение основной причины (причин) несоответствий; - разработку и применение плана корректирующих и предупреждающих действий; - своевременное подтверждение их эффективности; - документирование всех изменений в процедурах экологического менеджмента; - проведение сравнения с принятыми целями и задачами в области окружающей среды. 7. Подготовка к сертификации и сертификация систем экологического менеджмента на соответствие ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Право проведения в установленном порядке сертификации системы экологического менеджмента и (при ее положительных результатах) получения сертификата соответствия имеют юридические и физические лица, согласовавшие ее проведение с организацией (предприятием), где имеется объект, подлежащий сертификации. Результатами работ по сертификации является выдача заявителю отчета, содержащего выводы о соответствии сертифицируемого объекта требованиям выбранного нормативного документа - в данном случае ГОСТ Р ИСО 14001-2007, - сертификата соответствия, заключение договора на право применения Знака соответствия и проведение инспекционного контроля либо, при отрицательных результатах сертификации или инспекционного контроля, - решения об отказе в выдаче сертификата, приостановлении его действия или аннулировании. Основными целями сертификации систем экологического менеджмента являются: - подтверждение соответствия системы экологического менеджмента и ее элементов требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007; - предоставление заинтересованным сторонам гарантий в выполнении организацией принятых обязательств в части окружающей среды; - создание благоприятных условий для инвестирования, кредитования и страхования; - содействие получению необходимых разрешений от государственных органов различного уровня; - создание благоприятных условий для сертификации продукции. Объектами проверки и оценки при сертификации систем экологического менеджмента являются: - деятельность по управлению окружающей средой; - состояние производственной системы с точки зрения экологических воздействий; - воздействие на окружающую среду от деятельности проверяемой организации. Деятельность по управлению окружающей средой проверяют и оценивают на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007 поэлементно, используя при этом рекомендации, приведенные в указанном стандарте. При совместной сертификации систем экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и систем управления качеством согласно выбранной модели по ГОСТ Р ИСО серии 9000 поэлементная проверка и оценка по ГОСТ Р ИСО 14001-2007 увязывается с поэлементной проверкой по ГОСТ Р ИСО серии 9000. Конкретный порядок проведения сертификации системы экологического менеджмента устанавливается процедурными документами органа по сертификации. 8. Совместная сертификация систем экологического менеджмента и систем менеджмента качества (стандарты ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001) Целесообразно проектировать или пересматривать элементы системы экологического менеджмента таким образом, чтобы они эффективно встраивались в существующую систему управления организации (предприятия) в целом. При этом должны быть разработаны процедуры разрешения конфликтов между целями и приоритетами в области окружающей среды и в других областях коммерческой деятельности предприятия. Практика показывает, что наиболее эффективный путь разработки и внедрения системы экологического менеджмента - это использование в качестве основы для создаваемой системы экологического менеджмента существующей системы административного управления, отвечающей требованиям стандартов ИСО серии 9000. Во многих случаях при отсутствии системы качества, разработанной на основе стандартов ИСО серии 9000 предприятия выражали намерения осуществить совместную разработку, внедрение и сертификацию систем управления качеством и систем экологического менеджмента. Это сулит определенные экономические выгоды и позволяет использовать при создании системы экологического менеджмента огромный практический опыт по созданию систем менеджмента качества, накопленный в России и за рубежом. Так, в рамках ИСО уже разработан единый стандарт, регламентирующий требования и общий порядок проведения аудита систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. То же самое можно сказать о стандартах по сохранению здоровья и безопасности труда (OHSAS). -------------------------------------- |
nif-nif 7 августа 2008 |
oks, конечно есть.... начнем сначала и по порядку ![]() 1. предсертификационный аудит. какие документы нужны, и т.д. и т.п... Поподробнее можно.... если не трудно, конечно ![]() |
nif-nif 7 августа 2008 |
когда читаю эти документы у меня в голове все путается и у меня происходит затуманивание мозгов.... тут написано одно, в следующем абзаце тоже самое только другими словами.... и получается так, что я вообще ничего не понимаю... ![]() хотя я смышленый малый ![]() Я быстро схватываю, когда мне объясняют на разговорном языке.. а не так, как в документах и положениях "вокруг да около" |
oks 7 августа 2008 |
nif-nif, в идеале, перед предсертификационным аудитом у вас должны быть все те же документы, что и перед сертификационным, и перед надзорным. Как минимум, это документы, которые согласно стандарту iso 14001 должны быть документированы (прошу прощения за тафтологию). Обязательно должна быть политика в области охраны окружающей среды (или интегрированная), должны быть документированы область применения системы, цели и задачи, документированные процедуры по управлению операциями, которые могут нанести вред окружающей среде... еще ряд документов, каких не помню. В нашем случае большинство этой информации было документировано в Руководстве по СЭМ. Так что, на момент предсертификационного аудита у нас были: Руководство по СЭМ, технологические инструкции, инструкции по охране труда и т.п. (они закрывают пункт 4.4.6. и, думаю, есть на любом предприятии), инструкция по управлению документацией и документы, определяющие ресурсы, роли, ответственность, компетентность и т.п. (должностные инструкции, положения о цехах и службах). Кажется, это всё. Сейчас уже трудно вспомнить. |
![]() ultra 7 августа 2008 |
nif-nif писал(а) Я быстро схватываю, когда мне объясняют на разговорном языке.. а не так, как в документах и положениях "вокруг да около" Придется тебе привыкать к сухому языку нормативных документов и терминологии из области международных стандартов по системам менеджмента. А иначе нельзя, брат! Все системы менеджмента имеют большую связь с документированием процедур, обязательность документирования которых установлена самими международными стандартами. Конечно, многое зависит от того, как внедряешь систему менеджмента, но количество записей, внутренних документов и локальных нормативных актов может увеличиться в несколько раз. Многое зависит от того, описываются и управляются ли процедуры по элементам СЭМ уже имеющимися документами организации. |
solg 16 августа 2008 |
Люди. Вчера закончился внешний аудит по сертификации СЭМ на соответствие исо 14000. Я думала застрелюсь!!! ![]() Ну вроде все. Рекомендовали н аполучение сертификата. И теперь я аудиторов минимум пол года не увижу ![]() |
quality 18 августа 2008 |
Solg а если это сообщение прочитает эксперт который всчера проводит аудит представляете его реакцию сначала так ![]() ![]() ![]() nif-nif можите обращаться в личку, правда консультации проводит консалтинговая организация и за определенную плату, а как выбрать консультанта можите почитать здесь ГОСТ Р ИСО 10019-2007 ultra Откуда руководство? |
solg 18 августа 2008 |
quality, а чихать!!! ![]() |
solg 18 августа 2008 |
quality, работаешь в сертифицирующей компании? Вопрос для умных людей. А если требования аудитора не обосновано жесткие - в смысле законодательство предполагает выбор, а аудитор считает верным не то что выбрано в каком-то конкретном случае? Как избежать проблем связанных с такими ситуациями? Мне просто несоответсвий не критических выписали два огромных мешка, и часть из них я лично считаю придирками |
quality 19 августа 2008 |
solg, Бывают и такие эксперты .Можите подать на аппеляцию. И поверьте каждый раз при подтверждении аккредитации у органа по сертификации в первую очередь проверяют работу с птребителем в частности работы по жалобам и аппеляциям А если не стесьняетесь чихать, то Вы не стесьнялись бы показывать информацию о себе Но это так к слову |
solg 19 августа 2008 |
quality, да ладно чего я бодаться буду со всеми ![]() Правда сейчас начиная работать по замечаниям нет уверенности что это лействительно можно изменить. На деле, а не на бумаге. Отношение у руководства к экологии как к апендициту. |
solg 20 августа 2008 |
nif-nif, спрашивай если что. У нас внедряли так всет попытались перепонять. Может пригожусь. |
quality 21 августа 2008 |
solg писал(а) Отношение у руководства к экологии как к апендициту. А вы скальпель приобретите (ну это конечно в переносном смысле) |
![]() bj1 21 августа 2008 |
quality писал(а) всю экологию у предприятия не отрезать, а СЭМ на ISO 14000 отрезать можно? какие плюсы она дает, и какие минусы от ее отсутствия?
А вы скальпель приобретите (ну это конечно в переносном смысле) |
nif-nif 21 августа 2008 |
solg, конечно буду..... ![]() У меня предприятие по сборке запчастей и еще есть пласмассовое производство (литье). С чего мне начать вообще? На какую сумму расчитывать? Какие мероприятия, документы готовить... не пугайся такому количеству вопросов... Далее по-тихоньку спрашивать буду.... ![]() ![]() |
Marta 21 августа 2008 |
я бы на вашем месте сначала поехала поучилась, тогда и формулирвока вопросов и увас будет более адекватная. Как вариант- пригласите консультанта. который оцент существующий СЭМ (ее не может не быть, просто вы ее так не называете), датс рекомендации и составит план работ с расценками.. а далее вы сами для себя решите, что вы готовы подготовить сами, а для чего вам необходим консультант, но, повторюсь, если вы не поучитесь. вряд ли сможете говорить на одном языке с консультантом. |
quality 22 августа 2008 |
nif-nif, Артур дельный совет обратитесь к вашему основному потребителю (как я понял это Автоваз и ЖМ) Если это они то они в договорах на поставку уже навязывают систему сертификации Я думаю Вам прийдется обратиться в Приоритет (посмотрите по поисковику) в Н.Новгороде ЭТО НЕ РЕКЛАМА просто Автоваз сертифицировавшийся через них теперь всем навязывает По крайней мере ИСО ТУ 16949 |
quality 22 августа 2008 |
Дельный совет чтобы не промахнуться с консультантом сообщите ему что сертифицироваться будете не у того кого он предложит (качество подготовки сразу повыситься тем более если Вы сможите "добраться" с этим сообщением до руководителя консалтинговой организации только делайте это после заключения договора и до оплаты денег) А то мне тут на сайте прошла информация что для сертификации делают за приличные деньги одну документированную процедуру и говорят что это достаточно для того чтобы сертифицироваться Какая должна быть документация СЭМ читайте в соседних темах Хотябы здесь ссылка И вообще на этом форуме даже в архивах есть информация |