kisik 15 июля 2008 |
Здравствуйте коллеги!!!Помогите пожалуйста разобраться с вопросом платы за негативное воздействие в строительстве... Мы являемся ген подрядчиками и заказчик нам говорит что мы должны платить за негативку тк являемся собственниками отходов(хотя не понятно почему собственники мы если дом перейдет к ним?), но при этом они открыли лимиты на себя, те мы не можем платить за это...Как быть? и какие статьи могут помочь в разрешении вопроса?? ![]() |
Mebel 15 июля 2008 |
Дело в том, что скорей всего стройматериалы в результате использования которых образуются отходы проходят по вашей бухгалтерии, поэтому по умолчанию за отходы отвечаете вы |
kisik 15 июля 2008 |
Mebel, а что делать с тем что лимиты открыты на них? |
Exclusive 15 июля 2008 |
Мне думается, что лимиты и лицензию придется все же получать вам, так как действительно всю работу с отходами проводите вы. Но... я бы на вашем месте послушал версию разрешения вопроса у (желательного старшего) инспектора РТН. И так как, скажут и поступить... или попытаться убедить в обратном. ![]() |
irunchik1 15 июля 2008 |
kisik, в 5 номере данного журнала за 2007 год есть интересная статья авторов Б.В. Кокотов, А.В. Кретов "Обращение с отходами при работах по договору строительного подряда". Почитайте, может поможет вам разобраться в вашей ситуации. ![]() |
kisik 15 июля 2008 |
а если ссылка на то, что другое юр лицо не может платить за негативку ?? ![]() |
kisik 15 июля 2008 |
irunchik1, а вы не могли бы скинуть мне эту статью?? |
![]() ultra 15 июля 2008 |
*** Юридическое заключение о распределении обязанностей между заказчиком и подрядчиком в договоре подряда. ----------------------- В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с последними изменениями от 31 декабря 2005 года) (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находятся брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Согласно пункту 2 статьи 703 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. В соответствии с пунктом 1 статьи 704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами. Согласно пункту 1 статьи 745 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик. В соответствии с пунктом 1 статьи 713 Гражданского кодекса Российской Федерации при выполнении работы с использованием материала заказчика подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала. Таким образом, по общему правилу остатки предоставленного заказчиком материала, в том числе отходы, подрядчик обязан возвратить заказчику либо в установленном законом порядке приобрести на них право собственности. До перехода к подрядчику права собственности на остатки предоставленного заказчиком материала, в том числе отходы, они находятся в собственности заказчика. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственник опасных отходов вправе передавать другому лицу, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. Согласно пункту 7.9 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 года № 607-ст) (далее – ГОСТ 30772-2001) владелец отходов – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по соглашению с собственником отходов производят их заготовку, утилизацию, перевозку на места хранения, захоронение и/или уничтожение. Таким образом, юридическое лицо может осуществлять деятельность по обращению с опасными отходами (образование, сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение опасных отходов), не являясь собственником указанных отходов. В соответствии с пунктом 7.18 ГОСТ 30772-2001 производитель отходов – любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые производят отходы, или, если лица неизвестны, лицо, которое владеет данными отходами или на чьей территории они расположены. Необходимо отметить, что согласно пункту 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461, проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов разрабатывают и представляют на утверждение в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации именно те индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые приступают к осуществлению деятельности в области обращения с отходами. Согласно статье 751 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за нарушение требований закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ несет подрядчик. ---------------- |
![]() ultra 16 июля 2008 |
Что касается обязанности той или иной стороны по разработке ПНООЛР и получению лимитов на размещение отходов, то об этом также идет речь в Юридическом заключении ***. Вот некоторые выдержки из Юридического заключения по вопросу включения в договор строительного подряда условий о работах, связанных с очисткой строительной площадки от отходов, в том числе грунтов, и о компенсации затрат подрядчика на проведение указанных работ ------------------ ... В соответствии с пунктом 1 статьи 751 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований. Таким образом, к необходимым работам, подлежащим включению в предусматриваемый договором подряда объема подлежащих выполнению работ, относятся в том числе работы, обусловленные необходимостью соблюдения требований закона и иных правовых актов об охране окружающей среды. Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последними изменениями от 29 декабря 2006 года) муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Необходимо отметить, что подрядчик, у которого образовались отходы, не обязан осуществлять завершающий этап технологического цикла отходов самостоятельно. Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. Таким образом, подрядчик, у которого образовались отходы, должен регулярно очищать территорию муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Технологический цикл отходов завершается их использованием, захоронением или уничтожением. Технологический цикл отходов могут завершить как непосредственно подрядчик, так и иные лица, которым подрядчик передал право владения, пользования или распоряжения отходами в установленном законодательством порядке. Следует обратить внимание, что в соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. В связи с необходимостью регулярной очистки территории муниципального образования от образованных отходов подрядчик несет определенные издержки. Указанные издержки возникают в связи с необходимостью транспортирования отходов (размер издержек на транспортирование зависит в том числе от расстояния, на которое необходимо переместить отходы), внесения платы за прием отходов специализированными организациями для их использования или захоронения. Таким образом, в случае, если образованные подрядчиком отходы подлежат хранению или захоронению, подрядчик несет издержки на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На основании изложенного, при соблюдении подрядчиком требования закона о необходимости регулярной очистки территории муниципального образования от образованных отходов его издержки могут значительно изменяться в зависимости от массы отходов; класса опасности отходов для окружающей природной среды; вида завершающего этапа технологического цикла отходов; расстояния, на которое необходимо транспортировать отходы; наличия утвержденных лимитов на размещение отходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию. Таким образом, обязанность предоставления отдельных видов технической документации, связанной с очисткой строительной площадки от отходов, в том числе грунтов, может быть возложена договором строительного подряда на заказчика. К указанной технической документации могут относиться материалы подтверждения отнесения отходов, образующихся в процессе строительства, к конкретному классу опасности; разработанный и/или утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно пункту 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. В соответствии с пунктом 2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. В целях минимизации убытков сторон и урегулирования порядка компенсации дополнительных издержек подрядчика, возможно включение в договор строительного подряда условия о возмещении заказчиком дополнительных, не включенных в цену договора, затрат подрядчика, вызванных непредоставлением в установленный срок необходимой технической документации, связанной с очисткой строительной площадки от отходов, в том числе грунтов, обязанность предоставить которую лежала на заказчике. На практике это может означать обязанность заказчика возместить подрядчику затраты, связанные с внесением платы за сверхлимитное размещение отходов, при нарушении заказчиком обязательств по разработке и/или утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, если указанная обязанность лежала на заказчике. Как было отмечено выше, при определении в договоре подряда объема подлежащих выполнению работ следует указывать все необходимые работы, поскольку, если необходимые работы (например, работы по размещению отходов строительства) не будут включены в предусмотренный договором подряда объем подлежащих выполнению работ, для компенсации издержек подрядчика на их выполнение будет необходимо своевременное предупреждение заказчика о необходимости проведения дополнительных работ и получение согласия заказчика на увеличение указанной в договоре подряда цены работы с правом заказчика отказаться от договора. ------------------ |
![]() ultra 16 июля 2008 |
А Юридический центр промышленной экологии в одном из писем в мой адрес так посмотрел на эту проблему. --------------------- По нашему мнению, вопрос о распределении обязанностей между лицом, у которого образуются опасные отходы, и специализированной организацией (в том числе, полигоном), которая осуществляет транспортирование, прием и фактическое размещение отходов, является многоаспектным и включает в себя не только вопрос о распределении обязанности по получению соответствующей лицензии. Необходимо также учитывать вопросы о распределении обязанностей между указанными лицами по получению лимитов на размещение отходов, предоставлению технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, и, как следствие, осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду. С одной стороны, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 Гражданского кодекса РФ). При этом право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами (ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Из указанного следует, что плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов должен осуществлять собственник опасных отходов, как одну из обязанностей по содержанию имущества. При этом, бремя содержания опасных отходов может быть передано по договору лицу, у которого есть лицензия, предоставляющая право осуществлять размещение опасных отходов. В договоре об отчуждении отходов целесообразно указывать, что отходы передаются в собственность для целей размещения. В соответствии с действующим законодательством лицензия лицу, у которого опасные отходы образуются, не требуется. С другой стороны, практика правоприменения на сегодняшний день такова, что лимиты размещения отходов утверждаются лицу, у которого соответствующие отходы образуются, что в свою очередь требует наличия лицензии, предоставляющей право размещать данные отходы, и предоставления технического отчета. При этом негативное воздействие от размещения отходов (на почву, атмосферный воздух, водные объекты) осуществляется в процессе деятельности организации, эксплуатирующей полигон. В связи с этим схема взаимодействия между лицом, у которого образуются опасные отходы и специализированной организацией, ограничивающаяся передачей права собственности на опасные отходы, является крайне выгодной для первого, поскольку данное лицо перестает быть ответственным за размещение отходов и осуществление платы, и является крайне невыгодной для специализированной организации, поскольку влечет для последней пятикратный повышающий коэффициент при размещении отходов, административную ответственность в виде штрафа или приостановления деятельности, а также обязанности по возможному возмещению ущерба. Поэтому на практике указанная схема, как правило, не реализуется. В настоящее время специалистами Юридического центра промышленной экологии осуществляется комплексное исследование действующего законодательства, направленное на создание оптимальной схемы взаимоотношений между контрагентами по договорам отчуждения отходов, а также между контрагентами и государственными органами. ---------------- |
olya_ 14 августа 2008 |
а можно немного в меньшем объеме сказать, вот мы субподрядчики, у нас будет образовываться минимум отходов. Мы должны получать лимиты или заказчик? и как проект нормативов образованияотходов и лимитов делается? если можно пример? ![]() |
Lena2554 14 августа 2008 |
Мы Заказчики, у нас есть Генподрядчик. Все разрешения и лимиты РТН выдал на Генподрядчика по проекту строительства. Проект разработан на Заказчика. Во всех разрешениях указано, что выданы на основании проекта строительства. Лимиты выдали при условии получения в будущем Лицензии. За загрязнение платит Генподрядчик. А когда предприятие построят, на год выдадут новые разрешения на собственника. В течение года разработаем документацию новую. Так разъяснили в РТН. |
kisik 14 августа 2008 |
Lena2554 Это спорный вопрос тк генподрядчик может платить за негативку, но заказчик должен ему возместить эти деньги или в ген процентах или по закрытию объекта тк собственники материалов они, а ген подряд образователь ..... |
![]() bj1 14 августа 2008 |
kisik, правильно, тк собственник материалов Заказчик, и собственник остатков материалов (отходов) тоже Заказчик. заказчик должен подрядчику возместить дополнительные расходы на оплату НВОС и за разработку ПНООЛР и ПДВ и получение лицензии. но это все надо оговаривать в договоре подряда. а если не оговорено - тогда суд. |