serg207 9 июля 2008 |
День добрый! разрабатываю ПНООЛР для больницы.. все отходы больницы либо вывозятся на свалку, либо передаются лицензированным организациям для обезвреживания.. вот добрался до раздела "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду".. согласно Методических указаний по разработке ПНООЛР в этом разделе приводится таблица "Сведения о результатах мониторинга и контроля состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду".. и вот не пойму никак, чего писать та в этой табличке.. какой такой мониторинг нужно проводить в больнице? из наиболее опасных отходов есть отработанные ртутьсодержащие лампы и термометры, которые хранятся в подсобке в закрытом помещении.. 1 раз в год эти отходы передаются на демеркуризацию.. так теперь в этой подсобке мониторинг проводить чтоль? помогите заполнить табличку, плиз.. да и дельный совет не лишним будет.. заранее спасибо! |
irunchik1 9 июля 2008 |
serg207, если речь идет об "ОБРАЗЕЦ 2.16 СВЕДЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ И В ПРЕДЕЛАХ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ", то если я не ошибаюсь, здесь речь идет об объектах размещения, а не временного накопления. Иными словами для больницы данная таблица не заполняется. ![]() |
serg207 9 июля 2008 |
irunchik1, да, речь идет именно об этой табличке.. если заглянуть в ГОСТ 30772-2001, то в нем есть определение этого самого понятия объект размещения отходов. вот как оно трактуется: ----- объекты размещения отходов: Полигоны, шламохранилища, хвостохрани-лища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки. ----- имхо, подсобка, в которой временно хранятся отходы ламп и термометров, как раз таки и попадает под понятие "специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки".. |
Dolchi 10 июля 2008 |
serg207, вы знаете я абсолятно с Вами согласна и сама когда то столкнулась именно с такой же проблемой. В Ростехнадзоре указали именно на этот ГОСТ и пояснили, что места накопления тех же ртутных ламп должны подвергатся мониторингу, с целью контроля паров ртути в воздухе. Так вот есть такая система контроля, которую можно приобрести у нас в ЦЛАТИ. Это так называемая тест полоска с индикатором, которая при мах содержании паров ртути в воздухе меняет цвет. ![]() |
serg207 10 июля 2008 |
Dolchi, дело в том, что мониторинг - это достаточно дорогое удовольствие.. просто так замерить индикаторным методом содержание паров ртути в подсобке конечно же можно, только вот есть ли смысл? ЦЛАТИ первым же делом затребует документы, подтверждающие аккредитацию больницы на проведение подобных анализов.. да еще заглянет в общероссийский реестр измерений и наблюдений, дабы удостовериться, что предлагаемый метод измерения прошел стандартизацию (ну или еще что-нить в этом роде).. мониторингом занимаются исключительно аккредитованные лаборатории, которые за свой "непосильный" труд требуют нескромное вознаграждение.. поэтому покупкой тест полоски с индикатором тут дело явно не обойдется.. я вот думаю, что если написать в разделе по мониторингу типа такого.. --- согласно ОНД-90, ИЗА относится к 3 классу опасности. проведение прямых измерений экономически нецелесообразно. рекомендуется контролировать ИЗА расчетным методом.. --- как думаете, такое пролезет? ![]() |
irunchik1 10 июля 2008 |
serg207, я имела в виду, что раздел в проекте у вас такой должен быть, но таблица в том виде в котором она приведенв в МУ вам не нужна. Больница не является промышленным предприятием и объем отходов у вас небольшой. И опасных отходов 1; 2 и 3 класса опасности нет, либо образуются в минимальных количествах, а поэтому проект ваш разрабатывается по упрощенной схеме, и табличка намного проще и меньше. А организацию и объем мониторинга посмотрите в "Методические рекомендации по организации и объему лбораторных исследований, входящих в комплекс мероприятий по производственному контролю над обращением с отходами производства и потребления" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 июня 2003 г. № 17ФЦ/3329) ![]() |
serg207 10 июля 2008 |
irunchik1, проект не подходит под урощенку.. те же ртутные термометры не позволяют разрабатывать пноолр по упрощенной форме.. а таблички наш ростех требует такие, какие они есть в методичке.. самодеятельность пресекается на корню ![]() спасибо за ссылку на документ.. глянул его.. согласно ему воздух из района объекта депонирования анализируется 1 раз в квартал.. походу вся больница тока на мониторинг воздуха подсобки работать будет.. ![]() чё та мне не нравится этот документ.. ![]() |
irunchik1 10 июля 2008 |
serg207, у нас очень любят этот документ и в РТН и в РПН. "Упрощенка", кстати, не самодеятельность! Есть регламент (по-моему), где определен объем отходов при котором ПНООЛР может быть разработан по упрощенной схеме, в нем она и приводится. К сожалению у меня его нет, а то бы выслала. У нас РТН не возражает против упрощенной схемы разработки.... ![]() |
![]() Masha_308 10 июля 2008 |
вот как нам объяснили на учебе по отходам. места размещения отходов нужно контролировать на содержание специфических веществ отходов. при достижении в воздухе веществ больше 0,3 ПДК отходы нужно вывозить. ОДНАКО! если у вас отходы 1 класса опасности хранятся в отдельном помещении в герметичных емкостях, а отходы 2 класса опасности просто в герметичных емкостях, то мониторинг проводить не нужно. ну это только у нас наверное разрешают (Пермь). |
![]() Masha_308 10 июля 2008 |
а программа производственного контроля у вас есть? вот по ней и заполняйте табличку |
Vel 10 июля 2008 |
serg207,Привет, я тоже сейчас разрабатываю ПНООЛР для больницы, так вот в методичке сказано: "27. В разделе ПНООЛР «Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду» представляется информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории объектов размещения отходов (объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения отходов)" т.е. если у больницы нет объектов хранения сроком более трех лет, то и мониторинг не требуется |
![]() ultra 10 июля 2008 |
Очень интересно читать, друзья, все ваши умные мысли, рождающиеся в ваших светлых головах! ![]() Так для интересу, можно я сюда бабахну лекционный материал, который называется "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территории объектов по размещению отходов". ------------------ ФЗ "Об отходах производства и потребления" №89 - ФЗ Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов. Статья 12. Требования к объектам размещения отходов На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Производственный контроль на объектах осуществляется в соответствии с санитарными правилами СП 1.1.1058 - 01. "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических мероприятий (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Среди объектов производственного контроля следует отметить производственные здания, санитарно-защитные зоны, а также отходы производства и потребления. Производственный контроль включает: 1. Наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью. 2. Осуществление лабораторных исследований и испытаний, в том числе на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории производственной площадки, на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье. 3. Организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц. 4. Контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством. 5. Ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля. 6. Своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа производственного контроля должна быть согласована с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается руководителем организации. В соответствии с вышеуказанными санитарными правилами при осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, следует предусматривать контроль, включая лабораторный, за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления. Программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные: 1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. 2. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля. 3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний). 4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессио-нальной гигиенической подготовке. 5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию. 6. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг. 7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля. 8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. 9. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности, осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил. К сфере производственного экологического контроля относятся: 1. Определение состава и класса опасности образующихся отходов, их регистрация в федеральном каталоге. 2. Выявление источников воздействия на окружающую среду. 3. Контроль за соблюдением нормативов воздействия на окружающую среду, в том числе в области обращения с отходами, и выполнением условий разрешения на размещение отходов и прилагаемой к нему документации. 4. Обеспечение своевременной разработки (пересмотра) нормативов образования и размещения отходов. 4. Аналитический контроль за составом образующихся отходов и другими показателями воздействия предприятия на окружающую среду. 5. Контроль за стабильностью и эффективностью работы природоохранного оборудования и сооружений. 6. Контроль за наличием и техническим состоянием оборудования по локализации последствий техногенных аварий, по обеспечению безопасности персонала. 7. Контроль, в том числе аналитический, за состоянием объектов окружающей среды в зоне влияния предприятия. 8. Соблюдение планов-графиков отбора проб либо проведения мониторинга. 9. Ведение отчетности. Для объектов по размещению отходов (полигоны) разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Программа производственного контроля полигона разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. По согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами СЗЗ полигона. Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных каналах также проектируются места отбора проб поверхностных вод. В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК. С целью оперативного реагирования на опасность появления загрязнения в подземных водах, в программу производственного контроля в обязательном порядке включаются: перманганатная окисляемость, азот аммония, запах, мутность, санитарно-показательные микроорганизмы. Периодичность производственного контроля за состоянием подземных вод должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц. При анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин. В случае, когда выбор показателей качества подземных вод затруднен, допускается пользоваться табл.1. На полигонах промотходов при уклоне грунтового потока менее 0,1% створы должны предусматриваться по всем четырем направлениям. При уклоне более 0,1% контрольные скважины могут размещаться по трем направлениям, исключая направление вверх по течению. При длине сторон участка захоронения не более 200 м следует предусматривать на каждую сторону по одному контрольному створу; при большей длине сторон участка створы следует размещать через 100 - 150 м. Расстояние между наблюдательными скважинами в створе должно приниматься в пределах 50 - 100 м. Одна скважина створа должна размещаться на территории участка захоронения, другая - в санитарно-защитной зоне. Скважины должны быть заглублены ниже уровня грунтовых вод не менее чем на 5 м. Аналогичный контроль следует предусматривать для испарителей загрязненных дождевых и дренажных вод, размещаемых вне участка захоронения токсичных промышленных отходов. Места отбора проб следует также предусматривать на сбросе воды из кольцевого канала. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе СЗЗ на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения отходов и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей, периодичность отбора проб обосновывается в проекте и согласовывается с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, оксид углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорензол. В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе СЗЗ и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения. Система производственного контроля должна включать также постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, свинца, цианидов, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, колититр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН. В табл.2 представлен перечень источников загрязнения и веществ, которые могут накапливаться в почве в зоне влияния этих источников. В табл.3. представлен перечень некоторых источников загрязнения окружающей среды по отраслям промышленности и загрязняющих веществ (металлов), которые подлежат контролю на этих объектах. --------------------- |
![]() Julia 10 июля 2008 |
Дополню из собственного опыта: если результатов мониторинга нет и сам мониторинг дорогое удовольствие, в данном разделе укажите места, которые должны мониториться, и приложите договор с организацией (чаще всего это Роспотребнадзор или его ФГУЗ), которая будет проводить такие исследования. И все. Заключить договор - по-моему, это не дорого. А уж будете вы его проводить или нет - решите по ходу работы. |
irunchik1 10 июля 2008 |
ultra, это все интересно и своевременно..Но, мы пытаемся выяснить в каком объем необходим контроль мест временного накопления отходов на территории больницы. С полигонами все ясно и понятно, а вот с десятком ламп в кладовке как быть? И какой и в каком объеме контроль необходим в месте дислокации мусорного контейнера для ТБО. В Методических указаниях по разработке ПНООРЛ как раз и дается таблица для полигонов ("объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения отходов"), где все изложенное в лекционном материале и учитывается. Masha_308 написала: "ОДНАКО! если у вас отходы 1 класса опасности хранятся в отдельном помещении в герметичных емкостях, а отходы 2 класса опасности просто в герметичных емкостях, то мониторинг проводить не нужно. ну это только у нас наверное разрешают (Пермь)". И это не только в Перьми "разрешают". Если места временного хранения/накопления на территории предприятия оборудованы в соответствии с НД и их количество не превышает лимита временного накопления на территории предприятия, ни наш РПН ни наш РТН мониторинга не требует, и ежегодные планы-графики по ППК и ППЭК согласовывают. А мониторинг предусмотрен только в момент и после ликвидации аварийной ситуации. Вот если разбили люм.лампы тогда будьте добры проведите замер воздущной среды в кладовке, произошло просыпание или розлив отхода, ликвидируй и проведи необходимые анализы воздуха, почвы и т.д. ![]() |
![]() ultra 10 июля 2008 |
irunchik1, Так, а я вам тут для чего лекцию по мониторингу отходов прочитал? ![]() Мониторинг проводится в отношении объектов размещения отходов. А у вас в кладовке размещение отходов что ли происходит? У вас в кладовке происходит временное хранение отходов. А в отношении временного хранения отходов осуществляется производственный контроль, который в себя включает проверку организации обращения с отходами, наличие необходимой документации, предусмотренной законодательными и нормативными актами в области обращения с отходами и т.д. и т.п. Разумеется, никто не будет требовать устройство наблюдательной скважины возле кладовки для контроля загрязнения подземных вод. |
irunchik1 10 июля 2008 |
ultra так я и написала в первом своем сообщении, что раздел 27 (собственно приведенная таблица) Методики разработки ПНООЛР для предприятий осуществляющих только образование, сбор и временное накопление, тем более непроизводственной сферы (больница!), не заполняется, нужен только раздел по предотвращению аварийных ситуаций и по устранению их последствий (тоже табличка!). Но народ утверждает, что у них РТН требует!!! ![]() |
serg207 11 июля 2008 |
ultra писал(а) Мониторинг проводится в отношении объектов размещения отходов. А у вас в кладовке размещение отходов что ли происходит? именно так! следуя ГОСТ 30772-2001, подсобка больницы относится к объекту размещения отходов.. --- объекты размещения отходов: ... специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки. --- а раз есть объект размещения отходов, то будьте добры разработь мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории этого самого объекта.. но это всё буквоедство.. только что пришел из ростеха.. добрых полчаса доказывал инспекторам нецелесообразность проведения мониторинга в подсобке больницы.. все таки я их достал! пришли к выводу, что мониторинг больнице не нужен ![]() |
irunchik1 11 июля 2008 |
serg207, к соглашению пришли потому что, для предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка ПНООЛР может осуществлятся по упрощенной (декларативной) форме. Проект по упрощенной (декларативной ) форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов 5, 4, 3 класса опасности, а также отходов 1 класса опасности для ОС, представленных только люм.лампами, если: - суммарное количество отходов не превышает 150 т/г; -масса отходов 3 класса опасности не превышает 5% от общей массы образующихся отходов; - отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люм.ламп. ( Раньше общая масса отходов была не более 30 т и 3 класс не должен был превышать 1%.) И разрабатывается раздел "Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества НАКОПЛЕНИЯ отходов (не размещения!!!). ![]() |
irunchik1 11 июля 2008 |
serg207 писал(а) ultra писал(а) Мониторинг проводится в отношении объектов размещения отходов. А у вас в кладовке размещение отходов что ли происходит? именно так! следуя ГОСТ 30772-2001, подсобка больницы относится к объекту размещения отходов.. --- объекты размещения отходов: ... специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки. --- "serg207" вот интересно, а какой инвертарный номер вы кладовке дадите, ведь следуя вашей логике у нее должен быть этот самый номер, и именно его вы должны будете указать в 4 разделе платежей по НВОС. Или у нас уже регистрируют кладовки как объекты размещения?... ![]() Полное определение из ГОСТ: 4.11 объекты размещения отходов: Полигоны, шламохранилища, хвостохрани-лища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологи¬ческими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки. А "специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки" являются все те же : накопитель жидких и пастообразных отходов добычи и обогащения полезных ископаемых неорганического происхождения (например, хвостохранилища, гидроотвалы и т.п.); накопитель жидких и пастообразных отходов добычи и обогащения полезных ископаемых органического происхождения (например, шламовые амбары для нефтешламов); отвал отходов добычи и обогащения накопитель жидких и пастообразных неорганических отходов перерабатывающих производств (например, шламохранилища, в том числе очистных сооружений) накопитель жидких и пастообразных органических отходов перерабатывающих производств, кроме навозо- и пометохранилищ (например, иловые площадки очистных сооружений); отвал отходов перерабатывающих производств; навозохранилище; пометохранилище; полигон захоронения промышленных отходов (за исключением захоронения в недрах); система подземного захоронения жидких отходов система подземного захоронения твердых и отвержденных отходов; полигон твердых коммунальных отходов; свалка твердых коммунальных отходов; прочие объекты размещения отходов... ![]() |