Yaborova_M 16 ноября 2005 |
Прошу разъяснить, необходимо ли получать"Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами". О необходимости получать данное разрешение в органах системы Госкомприроды СССР написано в "Методике расчета ПДС веществ в водные объекты со сточными водами" Харьков, 1990 со сроком действия до 1.01.92 г. Срок действия данной методики законцен, в других документах требования получать "Разрешение" я не нашла. Подскажите, подалуйста, какой действующий нормативный акт требует получения "Разрешения на сброс" и почему в органах Ростехнадзора. |
Maut 16 ноября 2005 |
Yaborova_M, "Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401. II. Полномочия 5.3.3. выдает разрешения: 5.3.3.5. на выбросы и СБРОСЫ загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.. Но на практике - с этим какой-то разнобой ![]() У нас они выдают только ВРЕМЕННЫЕ ЛИМИТЫ на сброс сточных вод на рельеф, а Разрешение в водные объекты - даже и не согласовали, "нет инструкций из Москвы" ![]() У Novaya в Тюмени - примерно та же картина, сбросы в водные объекты остались в компетенции у бассейновых водников. А у 123456 в Якутии - РТН спокойно выдаёт РАЗРЕШЕНИЕ на сброс загрязняющих в водный объект. Когда утрясешь все свои заморочки - поделись с форумом, как там у вас и что? |
Crocus 16 ноября 2005 |
Yaborova_M, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10.01.2002 ст. 22 п.1. " В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение ......" В Московском регионе выдают разрешения на сброс и без проблем согласовывают ПДС. |
123456 16 ноября 2005 |
Yaborova_M, Есть еще один момент, в данное время если нет Разрешения на сброс, то могут лишить лицензии на водопользование, так что лучше все-таки иметь Разрешение. |
![]() ultra 16 ноября 2005 |
Yaborova_M, А в пункте 4 статьи 23 ФЗ "Об ООС" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании РАЗРЕШЕНИЙ, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. А что это за "Методика расчета ПДС веществ в водные объекты со сточными водами" Харьков, 1990 года? Вряд ли она является официальным нормативно-правовым актом. Тем более и срок действия ее закончился в 1992 году. ![]() |
Yaborova_M 17 ноября 2005 |
Спасибо RE! Я хотела узнать какой документ ОБЯЗЫВАЕТ получать разрешение на сброс. А то по лизензии все понятно (Постановление Правительства РФ № 383), а вот по поводу обязанности водопользователей получать разрешения на сброс - ничего найти не могла. Еще раз спасибо. У нас в Сыктывкаре (Республика Коми) Ростехнадзор выдает Разрешение на сброс, но только после получения нами в БВУ лицензии на водопользование в котором будут указаны условия сброса. По поводу методики - она старая, и это не нормативный акт, но по ней я считала величины ПДС для выпуска сточных вод. |
123456 17 ноября 2005 |
Интересно как-то. У нас наоборот, сначала необходимо получить Разрешение на сброс, а потом только имеет право БВУ выдавать лицензию, РТН Разрешение выдавало вместе с положительным Заключением по проекту. Когда в прошлом году это ввели, БВУ было в ярости почему-то, хотя мне это тоже не очень понравилось, раньше сами не делали никакого ПДС, нам все предоставляло БВУ, правда без всякого обоснования. |
Yaborova_M 17 ноября 2005 |
У нашего предприятия лицензия на водопользование заканчивается 25.11.05. В начале этого года БВУ выдвая разрешение на сброс окончание его действия записало этим же числом. Поэтому я собрала все необходимые лицензионные материалы, в том чиле "Проект разработки нормативов ПДС и лимитов ВСС загрязняющих веществ состочными водами" (=считала все сама по старой методике), согласовала все в трех местах (рыбники. метрологи и СЭС) и отправила в БВУ. Затем позвонила в РТН для того, чтобы узнать, что надо предоставить для получения разрешения. Они ответили - лицензию и план природоохранный мероприятий (он у меня в лицензионных материалах). И все. Да же "Проект разработки ПДС .." не попросили, но я все таки предоставлю: не думаю, что в лицензии будут прописывать все цифровые показатели (нормативы и лимиты), а хочеться получить и нормативы и лимиты те, что просчитала. |
Praktik 17 ноября 2005 |
Yaborova_M писал(а) согласовала все в трех местах (рыбники. метрологи и СЭС) А причем тут метрологи? |
![]() ultra 17 ноября 2005 |
Yaborova_M, Лицензия на водопользование выдается на основании Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных постановлением Правительства 3 апреля 1997 г. № 383. Проект ПДС разрабатывается в соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты, согласованными с Госкомэкологии России, Минздравом России, Миннауки России, Минсельхозпродом России, Российской академией наук и Росгидрометом. В п.8.7.2. Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.95 г. № 539, указано, что материалы, обосновывающие условия водопользования, должны содержать расчет предельно-допустимых и временно-согласованных сбросов (ПДС и ВСС) загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект и рекомендации по их достижению. К моменту выдачи ЛИЦЕНЗИИ на водопользование РАЗРЕШЕНИЕМ на сброс загрязняющих веществ должны быть установлены предельно-допустимые нормативы сбросов, утвержденные в проекте ПДС. |
Maut 18 ноября 2005 |
Yaborova_M, похоже, что у вас там тоже - "закон тайга" ![]() Согласовываетесь не только в ненадлежащем порядке, но и ненадлежащими органами ![]() Разве УГМС и то же самое БВУ свое согласование на нормативах ПДС уже не должны ставить? А с какого перепою к сбросам у вас метрологи присоседились? ![]() "МУ по разработке нормативов ПДС вредных веществ в поверхностные водные объекты. МПР РФ от 23.09.1999" Раздел 4. Разработка, согласование и утверждение нормативов ПДС. П.4.2. Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России. А в роли органов Госкомэкологии по цепочке реформенного правопреемства сейчас согласовывают как раз БВУ - региональные структурные единицы Федерального агентства водных ресурсов МПР РФ ![]() "Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов (утв. постановлением Пр-ва РФ от 16.06. 2004 г. №282 с изменениями от 30.07.2004 г): II. Полномочия 5. Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия: 5.6. осуществляет: 5.6.7. разработку и согласование нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты по бассейну водного объекта или его участку, согласование нормативов предельно-допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты для водопользователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. А на местах у них имеются аналогичные региональные положения ![]() |
Yaborova_M 18 ноября 2005 |
Похоже я ввела в заблуждение: метрологи - это местный центр по гидрометеорологии, а в остальном так все у нас и есть, как написала. |
NTP 3 февраля 2006 |
Помогите, пожалуйста! Возможно ли при реорганизации (сфера водопользование и водоотведение)не заново получать лицензию на водопользование, а лишь внести изменение в существующую? В каких случаях выдается распорядительная лицензия и каковы условия ее получения? ![]() |
AQUA 3 февраля 2006 |
NTP, Про распорядительную лицензию я не слышала. А вот при реорганизации предприятия нам на старой поставили отметку, что ее действие распространяется на деятельность нового предприятия. Но у нас была смена собственника и изменилось только название предприятия. А у Вас, если изменился технологический процесс или перепрофилирование, тогда это индивидуально решайте с водяными. |
nrulc 4 февраля 2006 |
Здравствуйте. Меня зовут Ковалева Наталья, я работаю юристом в Центре правового обеспечения природопользования. Хотелось бы предложить Вашему вниманию обоснование позиции, отвечающее на казалось бы давно решенный вопрос: нужно ли предприятию – природопользователю получать разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект? Было бы интересно, что Вы думаете по этому поводу. Обращаю внимание всех, что указанная позиция является дискуссионной. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. В соответствии со ст. 2 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) (далее – Водный кодекс) водное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что в случае противоречия между федеральным законом, регулирующим водные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон. При этом, нормы водного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать водному законодательству Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Водного кодекса, водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов, том числе в целях поддержания качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, сохранения биологического разнообразия водных экосистем. В соответствии со ст. 46 Водного кодекса права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. На основании ст. 48 Водного кодекса лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий (лицензирующий орган в области водопользования), который в соответствии с данным Кодексом признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами. В соответствии со ст. 49 Водного кодекса лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта должна содержать, в числе прочих данных, указания на способы и цели использования водного объекта; сведения о лимитах водопользования, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды. В соответствии со ст. 56 Водного кодекса федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда при оформлении лицензии на водопользование и заключении договора пользования водным объектом должен согласовывать их условия с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, с которыми согласуются условия лицензии на водопользование и договора пользования водным объектом, определяются водным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 23 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии (утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383) (далее – Правила), для получения лицензии на водопользование заявитель представляет в орган лицензирования заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка; наименования и границ водного объекта; вида водопользования и его особенностей; срока действия лицензии; копии учредительных документов; копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности; справку налогового органа о постановке; документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования; предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране; данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы контроля качества вод. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 27 Правил, для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод, дополнительно к вышеуказанным документам, представляются: сведения о наличии технических средств учета объемов сброса и контроля (наблюдения) за качеством сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод; обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых сточных и (или) дренажных вод. Одновременно, на основании п. 29 Правил запрещено требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Правилами. На основании изложенного, при оформлении лицензии на специальное водопользование, связанное со сбросом сточных вод в водный объект, заявитель обязан представить сведения о показателях качества отводимых сточных вод. При этом, требовать от заявителя предоставления иных документов, в том числе, разрешений на сброс загрязняющих веществ в водный объект, запрещено. В соответствии со ст. 81 Водного кодекса государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение, в числе прочего, лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов. При этом, государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. В соответствии с п. 9.3 Методического пособия об особенностях осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в целях: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; добычи полезных ископаемых, промышленности, энергетики, гидроэнергетики, транспорта, лесосплава, рыбного и охотничьего хозяйства, а также сброса сточных и дренажных вод (утв. МПР РФ), при проведении плановой проверки водопользователей, осуществляющих установленный сброс сточных (дренажных) вод нормативного качества в водные объекты, органы госводконтроля проверяют, в числе прочего, соблюдение установленных лимитов сброса сточных (дренажных) вод (предельно допустимый сброс ПДС), а также соблюдение установленного состава вредных (загрязняющих) веществ и лимитов их содержания в сточных (дренажных) водах. В соответствии со ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды», нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом, нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 82 Водного кодекса, нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), а также в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов. На основании ст. 90 Водного кодекса лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок. При этом, лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах по поверхностным водным объектам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водным объектам - и с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр. Порядок пересмотра лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 109 Водного кодекса, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и водным законодательством Российской Федерации. При этом, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются исходя из: предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта; предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь. Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условия целевого использования водного объекта. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" установлено, что нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты: разрабатываются водопользователями на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, предоставляемых бассейновыми и другими территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, определенных с учетом целевого использования этих объектов; утверждаются бассейновыми и другими территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Российской Федерации; используются при выдаче лицензий на водопользование, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами, а также наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении вреда при нарушении водного законодательства. В соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 5 марта 1997 г. № 89 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты", принятым во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 года № 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" территориальным природоохранным органам Госкомэкологии России было поручено обеспечить рассмотрение и согласование проектов нормативов предельно допустимых вредных воздействий на конкретные водные объекты (по бассейнам водных объектов или их участков) и нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 24 октября 1996 г. № 1260 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 16 июня, 10 августа 1998 г., 5 апреля 1999 г.) установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. При этом, также установлено, что в систему Министерства природных ресурсов Российской Федерации входят территориальные (региональные) органы управления государственным фондом недр, бассейновые водохозяйственные управления и территориальные органы управления водным хозяйством, а также подведомственные упраздненным Комитету Российской Федерации по геологии и использованию недр и Комитету Российской Федерации по водному хозяйству предприятия, организации и учреждения. В соответствии с п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. № 588) (с изменениями от 13 августа 1998 г.) Министерство природных ресурсов Российской Федерации является государственным органом управления государственным фондом недр, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и в пределах своей компетенции специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. В соответствии с п. 23 указанного Положения, МПР России устанавливало по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды субъектам Российской Федерации лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности. Кроме того, МПР России оформляло, выдавало и регистрировало в установленном порядке лицензии на водопользование, регистрировало договоры на пользование водными объектами. В соответствии с п. 1 Положениея о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды (утв. постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. № 643) (с изменениями от 21 июля 1999 г.) государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами, за исключением радиоактивных (далее именуются - отходы), в части, касающейся соблюдения требований природоохранительного законодательства. При этом, Госкомэкология России осуществляет государственный экологический контроль, государственную экологическую экспертизу и управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в ее ведении, и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды. В соответствии с п. 5 Положения, Госкомэкология организует и осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (кроме водных объектов в случаях, предусмотренных водным законодательством); На основании изложенного, Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. № 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты", разграничивая компетенцию различных федеральных органов исполнительной власти по согласованию нормативов предельно допустимых сбросов (территориальные органы Госкомэкологии России) и их утверждению (бассейновые органы МПР России), основывалось на положениях Водного кодекса РФ и полномочиях указанных федеральных органов исполнительной власти, определенных в положениях о них. В соответствии со ст. 144 Водного кодекса использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод может осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды. В соответствии с п. 8.7.2 Приказа Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539 "Об утверждении "Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности" материалы, обосновывающие выдачу лицензий (разрешения) на водопользование, в числе прочего, должны содержать расчет предельно-допустимых и временно-согласованных сбросов (ПДС и ВСС) загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект и рекомендации по их достижению. В соответствии с п. 3.9 Правил охраны поверхностных вод (утв. Госкомприроды СССР 21 февраля 1991 г.) сброс возвратных (сточных) вод в водные объекты является одним из видов специального водопользования и осуществляется на основании разрешений, выдаваемых в установленном порядке органами Госкомприроды по согласованию с органами Государственного санитарного надзора, и с учетом требований рыбного хозяйства. При этом, в соответствии с п. 3.2 Правил запрещается сбрасывать в водные объекты, в числе прочего, возвратные (сточные) воды, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, а также содержащие вещества, концентрации которых превышают ПДК и их фоновые значения в водном объекте, если для них не установлены нормы предельно допустимого сброса (ПДС), указанные в разрешении на сброс возвратных (сточных) вод или в разрешении на специальное водопользование (природопользование). В соответствии с п. 4.1 Методических указаний по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты (уточненная редакция)" (утв. МПР РФ 23 сентября 1999 г.) нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией, имеющей лицензию на проведение данных работ, на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых - исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах (ПДК), определенных с учетом целевого использования этих объектов. Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России. При необходимости (по решению территориального органа Госкомэкологии России) нормативы ПДС проходят государственную экологическую экспертизу. Согласованные нормативы ПДС с положительным заключением государственной экологической экспертизы (в случае если ее проведение необходимо) утверждаются в установленном порядке территориальным (бассейновым) органом МПР России. Поскольку нормативы ПДС используются при выдаче лицензий на водопользование, сроки рассмотрения и утверждения разработанных нормативов рекомендуется устанавливать в соответствии с Правилами предоставления в пользование водохозяйственных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383. В случае изменения экологической обстановки в бассейне водного объекта или его части, появления новых или уточнения параметров существующих источников загрязнения водных объектов установленные нормативы ПДС могут быть пересмотрены до истечения срока их действия. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370) (с изменениями от 30 июля 2004 г.), Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая использование и охрану водного фонда, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности в том числе находящегося в его ведении Федерального агентства водных ресурсов. В соответствии с п. 5.6 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282) (с изменениями от 30 июля 2004 г.), Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами; планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности; разработку и согласование нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты по бассейну водного объекта или его участку, согласование нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты для водопользователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Как уже указывалось выше, в настоящее время действуют нормативные правовые акты, устанавливающие необходимость определения нормативов предельно допустимых сбросов в лицензии на специальное водопользование, порядок выдачи которой определен нормами водного законодательства. При этом, условия указанной лицензии, в т.ч. и в части установления предельно допустимых выбросов, в соответствии со ст. 56 Водного кодекса подлежат согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В связи с тем, что в соответствии с указанной статьей Водного кодекса, данные органы также определяются нормами водного законодательства, в качестве таковых могут выступать федеральные органы исполнительной власти, которым последовательно передавались функции упраздненных или частично лишавшихся полномочий государственных органов, согласовавших ранее условия лицензии на водопользование Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. При этом, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является: органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности; органом государственного энергетического надзора; специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. В соответствии с п.3 Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности. В соответствии с п. 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400), последняя осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября 2005 г.) под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов; В соответствии с п. 5. Указа установлено, что федеральное агентство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании изложенного, в связи с тем, что Ростехнадзор не осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, он не вправе выдавать разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты. При этом, подобные разрешения могут быть выданы на осуществление сброса данных веществ в (на) иные объекты, помимо водных (к примеру, на рельеф местности). Что же касается водных объектов, то нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в данные объекты, как уже указывалось выше, определяются в лицензии на специальное водопользование в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством. |
Cement 4 февраля 2006 |
nrulc, предлагаю данный вопрос адресовать самому Ростехнадзору. И сказать ему , основываясь на действующие законы, что они не вправе выдавать разрешения на сброс в водный объект. Мы можем много копей сломать ,обсуждая этот вопрос, но все равно разрешение будем получать у них!!! ![]() |