![]() Slonik_1983 18 февраля 2016 |
Коллеги, добрый день! Прошу разъяснить по праву собственности на отходы и его связи с платой за негативное воздействие. Мы транспортировщик отходов (есть лицензия еще от 2011 года, сейчас новую оформляем). До 1 января 2016 года работали по такой схеме: Предприятие А передает нам отходы в собственность, компенсирует НВОС, мы везем на полигон и также компенсируем НВОС полигону, а полигон уже платит государству. Право собственности от нас переходило полигону, никаких проблем не было. После 1 января вступила в силу статья 16-1 ФЗ №7 "Об охране окружающей среды", в соответствии с которой плательщиком признается образователь отходов. В нашем случае предприятие А без проблем согласилось вносить плату за НВОС по справке полигона по количеству размещенных отходов. В РПН нам посоветовали заключить трехсторонний договор: образователь-транспортировщик-полигон, где прописать все условия, кто за что отвечает в соответствии с законодательством. И вот тут возникла проблема-полигон отказывается брать отходы в собственность, основываясь на том, что если предприятие А не внесет негативку-то ее должен будет внести полигон, как собственник отходов (данное утверждение у полигона родилось после общения с местным РПН). Посему у меня возникли следующие вопросы: 1. Если законодатель конкретно указал, что плательщиком является образователь - какие могут быть претензии к полигону? 2. Как право собственности на отходы (которое сейчас регулируется ГК) связано с внесением платы за НВОС? 3. Как предприятие может оставаться собственником отходов, которые лежат в куче-мала на полигоне? Если полигон нарушает законодательство, а именно, складирует отходы на территории, превышающей территорию полигона (к примеру), тем самым загрязняя ОС, то предприятие, как собственник отходов, несет ответственность за действия полигона? |
maskaradd 18 февраля 2016 |
Дамс, интересный вопросик... Переход права собственности перекладывает обязанность платы НВОС на того кто принял с одной стороны (юр. заключение с кот. я согласен ниже)... С другой - полигон просто обязан принять в собственность отходы, иначе сортировать и получать прибыль за это они не могут, отвечать за нвос получается также не должны, а по закрытию полигона - собственника могут попросить вообще забрать свои отходы)) В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») дополнен статьей 16.1. В соответствии с указанной статьей Федерального закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. При этом в части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления. Важно отметить, что ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» вступила силу с 1 января 2016 г. В связи с дополнением ФЗ «Об охране окружающей среды» статьей 16.1, необходимо отметить следующее. В соответствии с абз. 2 ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии со ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. На основании ст. 136 указанного Федерального закона плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений. На основании изложенного, лицо, изготавливающее или создающее вещь, имеет право на приобретение данной вещи в собственность а также право на приобретение в собственность плодов, продукции, доходов, полученных в результате использования вещи. В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В соответствии со ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. При этом в соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом, в соответствии с ч. 2 указанной статьи Федерального закона, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. На основании изложенного в соответствии с положениями указанного Федерального закона, образователем отходов производства и потребления является лицо, которое приобрело право собственности на отходы у третьих лиц, либо является собственником отходов как лицо, создавшее отходы – образовавшее их. Таким образом, с учетом системного толкования указанных положений нормативного правового акта можно сделать вывод о том, что в соответствии со ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» лицами, обязанными вносить плату в части размещения отходов производства и потребления, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления и которые являются собственниками образованных отходов. При этом в случае передачи права собственности на образованные отходы третьему лицу, плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов будет их новый собственник. Необходимо отметить, что положения ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» в части указания на образователя отходов в качестве плательщика платы преследуют цель прекращения сложившейся в Российской Федерации практики применения законодательства арбитражными судами, в соответствии с которой плата за размещение отходов вносится за совершение фактических действий по размещению отходов, осуществляемых лицом, владеющим на законном основании объектом размещения отходов и имеющим соответствующую лицензию. Указанные положения не могут рассматриваться в качестве препятствия для заключения договора, в соответствии с условиями которого образователь отходов передает право собственности на отходы третьим лицам. При этом плата за негативное воздействие в случае размещения данных отходов уплачивается лицом, которому было передано право собственности на отходы. |
NWLC 18 февраля 2016 |
Конституционный суд признал вопрос "кто плательщик" запросто урегулируемым по договору между объектом назначения и перевозчиком/образователем. В нашей рабочей практике в договоры попадает перестраховочное положение "если полигон все же заплатит по решению суда (административного органа), то заказчик компенсирует полигону все издержки". По третьему вопросу я бы разделял "нормативную" ставку платы и сверхнормативные платежи. Одно - по договору, сверхнорматив - на виновного, если вина установлена надлежащим образом. |
jna_ 18 февраля 2016 |
ФЗ "Об отходах производства и потребления" Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов 1. При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом. 4. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. 5. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению. (оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;) 6. При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается (в ГРОРО можно посмотреть оказывает ли полигон негативное воздействие на окружающую среду). 7. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации. 8. В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается. 9. Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. 10. При размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 0,3. |
![]() Slonik_1983 18 февраля 2016 |
Коллеги, может я что-то пропустила, а у нас законодательно объяснили, что за зверь такой ТКО? Какие отходы ТКО, а какие нет? Насколько поняла, по региональным операторам мораторий до 2019 года ввели? |
vosterf 18 февраля 2016 |
Slonik_1983 писал(а) Коллеги, может я что-то пропустила, а у нас законодательно объяснили, что за зверь такой ТКО? Какие отходы ТКО, а какие нет? Читайте 89-ФЗ. Slonik_1983 писал(а) Насколько поняла, по региональным операторам мораторий до 2019 года ввели? Нет. |
vosterf 18 февраля 2016 |
jna_ писал(а) 6. При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается (в ГРОРО можно посмотреть оказывает ли полигон негативное воздействие на окружающую среду). . Юристы у Вас есть ? Ну тогда можете позабавляться. Открываете «Word-конвертор Приказов РПН по ГРОРО» («переведенные « в базу данных бумажные Приказы РПН по ГРОРО ). Находите ХМАО -ЮГРА - смотрите и "хахочите" - из 694 объектов размещения (хранения, захоронения) ВКЛЮЧЕННЫХ по ХМАО - только один под номером 86-00476-З-00758-281114 оказывает влияние на ООС. Остальные не оказывают - "СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ" - ОТСУТСТВУЕТ (хохочущий смайлик не привожу) |
vosterf 18 февраля 2016 |
Да... "забыл" напомнить что такая же ситуация во всех остальных субъектах РФ - это чтобы другие субъекты не завидовали. Ну и не завидовали тому, что 99 % объектов включенных в ГРОРО включены с 13-разрядными отмененного ФККО-2002. Вы как отчитываетесь то ? ("ржущий" смайлик не привожу) |
irina12 18 февраля 2016 |
NWLC, 1. КС был до изменений в 89 ФЗ. 2. кроме желания передать право собственности должен быть фин. механизм передачи этого права. Насколько я понимаю, нет таких полигонов, которые покупают отходы. Нет покупки - нет передачи права собственности. |
NWLC 18 февраля 2016 |
irina12 писал(а) NWLC, 1. КС был до изменений в 89 ФЗ. 2. кроме желания передать право собственности должен быть фин. механизм передачи этого права. Насколько я понимаю, нет таких полигонов, которые покупают отходы. Нет покупки - нет передачи права собственности. Решение КС существует вне зависимости от изменений в 89 закон, никто не мешает урегулировать вопрос договором и сейчас - обязав полигон договором исполнить обязанность за образователя. Не просто так, соответственно. Уточню - платит полигон, но от имени и по поручению образователя. 2. Механизм есть - обычная купля-продажа по нарицательной цене. Если в Вашем регионе таких полигонов нет, то жаль. На Северо-Западе такая схема обычна. |
irina12 18 февраля 2016 |
NWLC писал(а) Уточню - платит полигон, но от имени и по поручению образователя.. А зачем это полигону? NWLC писал(а) 2. Механизм есть - обычная купля-продажа по нарицательной цене. Если в Вашем регионе таких полигонов нет, то жаль. На Северо-Западе такая схема обычна. В Лен. области не подскажете полигон? Смет покупают? |
vosterf 19 февраля 2016 |
irina12 писал(а) NWLC, 1. КС был до изменений в 89 ФЗ. 2. кроме желания передать право собственности должен быть фин. механизм передачи этого права. Насколько я понимаю, нет таких полигонов, которые покупают отходы. Нет покупки - нет передачи права собственности. Вы о чем господа спорите то ? Все уже поделено, распределено и посчитано кто и сколько получит. Все уже досканально прописано в проектах постановлений правительства в т.ч. правила "игры" и понятийный аппарат по переходу прав собственности на отходы ТКО, кто и когда кому платит, кто кому должен, что такое полигоны ТКО, какие отходы туда принимаются, типы типовых договоров и их содержание, включая текстовую часть про переход права собственности, правила и критерии по которым полигоны ТКО соответствуют, несоответствуют требованиям ООС ну и т.д. и т.п. Вы о чем спорите то ? Все уже поделено и распределено, включая механизм и нормативы платы для включения в квартплату, перечень отходов, которые попадают в ТКО от предприятий и т.д. и т.п. в .т. числе куда будут девать остальные отходы от предприятий, которые не вошли в ТКО. Короче - смотрите проекты НПА, в т.ч. "Правила по обращению с твердыми коммунальными отходами" (ТКО) ну и т.д. и т.п. Удачи ! |
Nastyonochka 19 февраля 2016 |
Получается мы можем не платить если наш полигон не оказывает воздействие на окружающую среду???? |
ekolog67 19 февраля 2016 |
Интересно, кто же решится первым не платить за размещение отходов ![]() |
Praktik 19 февраля 2016 |
ekolog67 писал(а) Интересно, кто же решится первым не платить за размещение отходов :6: Думаю, очень многие. Ведб это РПН потом придётся доказывать, что плата д.б., а не организациям (декларация по НВОС носит уведомительный характер) |
NWLC 19 февраля 2016 |
Nastyonochka писал(а) Получается мы можем не платить если наш полигон не оказывает воздействие на окружающую среду???? Запись в ГРОРО - это еще не основание без вариантов считать полигон не оказывающим воздействие. Постановление Правительства, описывающее механизм признания полигона не оказывающим негативного воздействия, раньше 2019 г. не заработает. |
NWLC 19 февраля 2016 |
irina12, "Новый Свет-ЭКО". Или по схемам с утилизацией, или с приемом в собственность на захоронение (но по договорным тарифам с учетом платы за НВОС). |
Praktik 19 февраля 2016 |
NWLC писал(а) Nastyonochka писал(а) Получается мы можем не платить если наш полигон не оказывает воздействие на окружающую среду???? Запись в ГРОРО - это еще не основание без вариантов считать полигон не оказывающим воздействие. Постановление Правительства, описывающее механизм признания полигона не оказывающим негативного воздействия, раньше 2019 г. не заработает. А где сказано, что мы должны ждать Постановления? Каким образом РПН может оспорить запись в ГРОРО? |
Nastyonochka 19 февраля 2016 |
Можно позвонить в местный РПН и узнать их мнение ![]() |
NWLC 19 февраля 2016 |
Praktik писал(а) NWLC писал(а) Nastyonochka писал(а) Получается мы можем не платить если наш полигон не оказывает воздействие на окружающую среду???? Запись в ГРОРО - это еще не основание без вариантов считать полигон не оказывающим воздействие. Постановление Правительства, описывающее механизм признания полигона не оказывающим негативного воздействия, раньше 2019 г. не заработает. А где сказано, что мы должны ждать Постановления? Каким образом РПН может оспорить запись в ГРОРО? см. п. 7 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п.7 ст. 23 Закона 89-ФЗ. Порядка пока нет. |