alex_lip 12 июня 2014 |
Добрый день, Интересно мнение по следующему вопросу, с которым столкнулась наша организация. Этот вопрос может коснуться каждой компании, у которой на балансе есть передвижные или стационарные источники выбросов. Позиция Управления Росприроднадзора состоит в следующем: даже если организация не производит сброс загрязняющих веществ в водные объекты, в том случае, если имеются источники выбросов (например, у нас автомобили и котельная, за которые мы, между прочим ежеквартально рассчитываем плату за негативное воздействие и есть утвержденные лимиты), то через ливневые и талые воды загрязняющие вещества попадают в водные объекты. В начале, обращу ваше внимание на то, что регламента, устанавливающего лимиты на неорганизованный сброс ливневых и талых вод, не существует, соответственно организация априори платит пятикратный размер и нет возможности его уменьшить. ссылка Кроме того, в свое время ОАО "Нижнекамскнефтехим" пыталось добиться справедливости, вот что из этого вышло: ссылка http://base.consultant.ru/cons/cgi/o...se=APV;n=59547 ссылка то есть, ровным счетом, ничего. Есть большое желание отстоять следующую позицию: Организация не оказывает негативного воздействия на окружающую среду в части «сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.» ст. 16 ФЗ 7 не предусматривает порядок исчисления платы за неорганизованный сброс ливневых и талых вод, а также порядок разработки нормативов допустимых сбросов и лимитов на сброс при неорганизованном сбросе загрязняющих веществ на рельеф и порядок выдачи разрешений на такой сброс. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно, Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»» плата за сброс на водосборные площади (рельеф местности) в данном постановлении не предусмотрена. Вопросы к общественности форума: Есть ли у вас понимание каким образом Методические рекомендации Ростехнадзора оказались легитимными в части расширенного толкования ФЗ-7 и Постановления, расширяя понятие сброс, вводя термин неорганизованный сброс ливневых и талых вод. А так же попытаться объяснить ход мыслей суда, который мне абсолютно непонятен: Ответчик: В Методических указаниях приведен расчетный путь определения платы, исходя из общей территории природопользователя независимо от наличия или отсутствия загрязнения, что противоречит установленному законодательством принципу платности негативного воздействия, а не предполагаемого негативного воздействия. Суд: Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории, как оговаривается в Методических указаниях, определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно–бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия. Поэтому неосновательными являются доводы ответчика о том, что Методические указания устанавливают платность за неорганизованный поверхностный сток независимо от наличия или отсутствия негативного воздействия. Если переформулировать следующим образом: суть не в том, что Методика расчета не зависит от наличия или отсутствия загрязнения, а в том, что Методика расчета не зависит от количества источников загрязнения. Как правильно сформулировать эту позицию для суда в качестве невозможности применимости этой методики к нашей организации. И вообще, какие шансы, сталкивался ли кто-нибудь с такой ситуацией? Ведь получается, что все организации будут платить дважды за негативное воздействие: Первый раз, по разработанным проектам и установленным лимитам. Второй раз, за те же самые источники, но уже по-среднему (неорганизованный сброс ливневых и талых вод), исходя из площади, занимаемой организацией. Вот формулировка из письма Управления Росприроднадзора: В нарушение ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в представленных расчетах платы за негативное воздействие за 1-2 кварталы 2014г. отсутствуют начисления за неорганизованный сброс ливневых и талых вод на водосборные площади а вот формулировка закон 7-ФЗ ст.16 К видам негативного воздействий на окружающую среду относятся: ***** - сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроогранизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади ***** Про "неорганизованные" ни слова, а так же про талые и ливневые воды. |
alex_lip 12 июня 2014 |
Предварительный расчет квартального платежа по площади нашей организации вывел на цифру около 120 тыс. рублей (!) в квартал |
stas 12 июня 2014 |
alex_lip, вот мнение *** (Москва): Юридическое заключение по вопросу правомерности взимания платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком Согласно ст. 106 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с последними изменениями от 31 декабря 2005 г.) граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается, среди прочего, осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод. Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под сточными водами понимается вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории. В соответствии со ст. 144 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод может осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными данным кодексом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды. Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последними изменениями от 31 декабря 2005 г.) (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с ч. 2 указанной статьи к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под водосборной площадью понимается территория, сток с которой формирует водный объект. Понятие неорганизованного сброса загрязняющих веществ содержится в примечании к Методическим указаниям по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации 29 декабря 1998 г. (далее - Методические указания по расчету платы). Согласно указанному примечанию под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территории предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций). Необходимо отметить, что если при организованном сбросе загрязняющие вещества поступают непосредственно в водный объект (поверхностный или подземный), при неорганизованном сбросе на рельеф местности поверхностным стоком загрязняющие вещества поступают на водосборную площадь. Таким образом, под сбросом загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади нужно понимать, в том числе, неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком. Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закон "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (с изменениями от 14 июня 2001 г.), распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (с изменениями от 1 июля 2005 г.) утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Таким образом, вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации не установлены порядок определения платы и ее предельных размеров за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади, а равно нормативы платы за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади, в том числе, за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком. Порядок расчета платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности установлен вышеуказанными Методическими указаниями по расчету платы. В соответствии с подп. 23 п. 7 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. № 643, в соответствии с основными задачами в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия и обращения с отходами Госкомэкология России, среди прочего, разрабатывает и утверждает инструктивно-методическую документацию по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в окружающую природную среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия, по определению и возмещению вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды. Согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (с последними изменениями от 30 сентября 2002 г.), государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Согласно п. 11 вышеуказанных Правил государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. В соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 1999 г. № 10634-ЭР "Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты" не нуждаются в государственной регистрации, поскольку не содержат правовых норм и носят рекомендательный характер. Согласно п. 2 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерством юстиции Российской Федерации от 14 июля 1999 г. № 217, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Из указанного следует, что данные Методические указания не являются нормативным правовым актом, не имеют обязательной юридической силы, вопрос об их применении решается природопользователем самостоятельно. На основании вышеизложенного, в связи с тем, что действующими нормативными правовыми актами не установлены порядок определения платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком, а также нормативы платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком, до принятия соответствующих нормативных правовых актов или внесения дополнений в действующие нормативные правовые акты у природопользователей отсутствует обязанность по внесению платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком. |
alex_lip 12 июня 2014 |
stas, Спасибо за информацию. К сожалению, не нашел положительной судебной практики по этому вопросу. Если ли у Вас подобная информация? |
stas 12 июня 2014 |
alex_lip писал(а) Пока не нашел. Но у нас, как я понимаю, правоприменение не прецедентное, то есть все остальные суды не обязаны решать так, как решил до этого один из них. В каждом случае - новое состязание сторон. Надо бороться.
stas, Спасибо за информацию. К сожалению, не нашел положительной судебной практики по этому вопросу. Если ли у Вас подобная информация? |
irina12 14 июня 2014 |
Непонятно это случай с наличием централизованной канализации или нет? Если нет и есть уклон, то придирки РПН понятны, т.к. негативное воздействие оказано и должен заплатить. Но в таком случае РПН должен еще доказать, что был сброс, хотя бы взять почву на анализ. Даже если ручеек воды течет за промплощадку, надо еще доказать, что в ручейке вода с превышением нормативов. А вообще проще было сделать канавки по периметру площадки, собирать и вывозить эту воду. Положительной судебной практики я тоже не видела. Просто в суде надо исходить не из того, что есть методики или нет, или что есть в 344 ПП, а в том что не было негативного влияния. Т.к. все таки платим мы за негативное влияние, т.е. за ущерб нанесенный ОС. |
alex_lip 16 июня 2014 |
Центральной канализации нет, организация находится на границе городской черты. Подскажите, пожалуйста, ссылку на нормативный акт, определяющего с какого момента начинается ответственность за неорганизованный сброс (или она назначена априори по факту наличия любых источников)? Например, какой величины должен быть уклон (на глаз так у нас ровная поверхность ![]() У нас только котельная, которая находится в помещении, и, следовательно, не участвует в неорганизованном сбросе на рельеф, и автомобили, которые не хранятся и не находятся на территории организации, и, следовательно, тоже не могут участвовать в неорганизованном сбросе. На все это есть проекты ПДВ по воздуху и исправно велся расчет в течении лет так пяти. Да, будем пробовать отстаивать позицию, что не оказываем негативного влияния. |
alex_lip 16 июня 2014 |
Есть фраза из Методических указаний, но она очень-очень расплывчатая "определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно–бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия" то есть, другими словами, захотим - казним, захотим - помилуем ? ![]() |
stas 16 июня 2014 |
alex_lip писал(а) Есть фраза из Методических указаний, но она очень-очень расплывчатая? Да и сами МУ - не нормативный правовой акт (см. мой пост от 12.06.2014 16:29) |