Нефтяники предлагают не рекультивировать старые месторождения в Югре, но власти против

Нет оценок
14.09.2012 1784

Конференция, посвященная экологической безопасности нефтяных компаний региона, состоявшаяся в рамках выставки «Сургут. Нефть и газ», неожиданно разразилась жарким спором участников.

Заместитель губернатора Югры Геннадий Бухтин напомнил участникам мероприятия – экологам нефтяных компаний, представителям науки и контролирующих органов - данные по экологической обстановке региона. Заместитель начальника управления экологической безопасности и природопользования ОАО «Сургутнефтегаз» Андрей Драндусов поделился с коллегами передовым опытом рекультивации территорий старых месторождений на примере Западно-Сургутского, введенного в эксплуатацию около пятидесяти лет назад. Доклад, проиллюстрированный слайд-шоу, безусловно, заслуживает особого внимания – сургутские нефтяники используют передовые технологии не только в разведке, бурении и собственно нефтедобыче, поддержание экологического равновесия на территории также в приоритетах компании. Кульминацией же конференции стало заявление Драндусова, что вообще-то старые месторождения лучше вообще не трогать – рекультивацией земель, загразненных несколько десятков лет назад, занимается сама природа.

- К некоторым участкам, не ломая молодого леса, специализированной технике попросту не подобраться. Рекультивировать их можно только вручную, - пояснил Драндусов, - что нецелесообразно. Тем более что со временем токсичность нефтезагрязненных земель значительно уменьшается. В вопросе рекультивации должен работать медицинский принцип «Не навреди».

Сургутского эколога внезапно поддержала директор Ханты-Мансийского филиала ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому Федеральному округу" Ольга Корнилова.

«К вопросам рекультивации нужно подходить очень творчески, - подтвердила информацию коллеги завлабораторией, - по нашим исследованиям концентрация нефти на старых месторождениях очень высокая, а почва при этом малотоксична. Это же касается и шламовых амбаров: концентрация нефтепродуктов высокая, а класс токсичности – не выше четвертого. Самое страшное воздействие на окружающую среду происходит как раз при перемещении отходов. Необходимо просчитывать настоящий урон, который мы наносим природе. Что больше принесет вреда окружающей среде – оставшееся уже зарастающее нефтяное пятно либо выемка, перемещение на специальные площадки и переработка нефтезагрязненной почвы».

Кстати, по мнению некоторых ученых, вред, который нефтяники нанесли окружающей среде, югорским лесам пошел даже на пользу. По мнению главного научного сотрудника Института леса им. В.Н. Сукачева Российской академии наук, доктора биологических наук Владимира Седых, с приходом нефтяников на территорию скорость и объемы восстановления лесного массива даже стали значительно больше. Такое заявление эколог сделал год назад на научно-практической конференции, инициаторами которой выступили правительство Югры и сургутские нефтяники.

Но представители власти и контролирующих органов с позицией нефтяников и ученых не согласились. Раз программа по рекультивации территории региона принята, все нефтяные компании под ней подписались – будьте добры соответствовать. Привести леса и болота Югры в первозданный вид правительство региона обязало нефтяные компании к 2015, максимум – к 2016 году. Пересмотра сроков не будет, Геннадий Бухтин очень четко дал это понять нефтяникам еще накануне в Ханты-Мансийске, где произошел «разбор полетов» наиболее проблемных с точки зрения экологии компаний – Юганскнефтегаза, ТНК ВР Менеджмент и Томскнефть.

Генеральный директор ТНК-Нягань Евгений Лапшин попросил замгубернатора о переносе сроков окончания работ на 2019 год, чем вызвал сильное недовольство регионального чиновника.

Директор департамента охраны окружающей среды ТНК-ВР Ирина Черепанова попыталась объяснить, что продление программы – решение акционеров, кроме того, объем денежных вложений в ремонт и замену трубопроводов, рекультивацию земель и шламовых амбаров в ближайшее время будет увеличено. Но власть и контролирующие органы на компромисс не пошли. Однако ни власти, ни надзорные органы ХМАО подобное объяснение не устроило.

«Компания брала на себя обязательства до 2017 года выйти на нулевые объемы загрязнения. Однако в одностороннем порядке была прописана программа не до 2016 года, как это согласовывалось с нами, а до 2019 года, - пояснил позицию властей руководитель службы по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Сергей Пикунов. - Мы считаем эти сроки неадекватными».

К остальным участникам встречи претензий было предъявлено куда меньше в связи с высокой динамикой реализации природоохранных программ.