Почему охраняющие структуры так лояльны по отношению к нефтегазовому комплексу?
Прокуратура Томской области принимает меры к устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и недропользовании в сфере функционирования нефтегазодобывающего комплекса.
В последнее время прокуратура области уделяет особое внимание надзору за соблюдением природоохранного законодательства в сфере функционирования нефтегазодобывающего комплекса. Такое пристальное внимание прокуроров вполне оправдано: на нефтяных месторождениях области происходят многочисленные аварии, в результате которых загрязняются большие участки земли, лесного фонда и водных объектов. Только в 2006 году на трубопроводах предприятий нефтегазодобывающего комплекса произошло 486 аварий с разливами более 106 тонн загрязняющих веществ на площади почти в 13 га. За восемь месяцев текущего года в результате 265 аварий на нефтяных месторождениях разлито свыше 13 тонн загрязняющей жидкости на площади в 8 га. Однако, по мнению прокуроров, эффективность деятельности контролирующих органов в этой сфере крайне низка.
В ходе очередной проверки прокуратура области вновь выявила многочисленные нарушения природоохранного законодательства в деятельности Управления Росприроднадзора по Томской области и Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области при осуществлении ими государственного контроля за деятельностью предприятий нефтегазодобывающего комплекса.
Так, Управление Росприроднадзора по Томской области не принимает все необходимые меры по устранению выявленных в деятельности предприятий существенных нарушений условий лицензий на право пользования недрами.
Неэффективными являются и меры, принимаемые органом контроля, при выявлении фактов самовольного занятия недропользователями лесных участков. А неприменение мер судебного воздействия приводит к тому, что незаконное использование недропользователями лесных участков продолжается в течение длительного времени.
Несмотря на массовый характер аварий на нефтяных месторождениях, меры по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, Управлением Росприроднадзора по Томской области не принимаются.
При выявлении Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области в ходе проверок нарушений законодательства об отходах в ряде случаев необходимые меры для их устранения не принимаются, виновные лица к установленной законом ответственности не привлекаются. Например, без должной реакции со стороны контролирующего органа остались нарушения закона в деятельности ООО «Александровский нефтеперерабатывающий завод» и Александровского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «Томсктрансгаз».
Не решается вопрос о приостановлении в судебном порядке деятельности предприятий, осуществляемой с грубыми нарушениями законодательства об охране окружающей среды. Несмотря на несоответствие эксплуатируемого ООО «Стрежевская «Сервис-Экология» полигона твердых бытовых отходов на Игольско-Таловом месторождении экологическим и санитарно-гигиеническим нормативам, незаконная деятельность контролирующим органом не пресечена.
Только по требованию прокуратуры Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области направило в арбитражный суд два исковых заявления о взыскании с ООО «Томсктрансгаз» платы в сумме около 200 тысяч рублей за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ, а также вред, причиненный атмосферному воздуху, в результате двух аварий на магистральном газопроводе «Парабель - Кузбасс».
Не всегда контролирующим органом соблюдается предусмотренный ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» порядок проведения государственной экологической экспертизы по материалам обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Прокуратурой выявлены нарушения законодательства о лицензировании при выдаче данным органом лицензий на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов и на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Как считает прокуратура, должностными лицами указанных контролирующих органов допускаются и отдельные нарушения законодательства об административных правонарушениях при привлечении предприятий нефтегазодобывающего комплекса к административной ответственности.
И хотя подобные нарушения законодательства прокуратурой выявлялись и ранее, контролирующие органы не приняли соответствующие меры по улучшению работы. В связи с этим прокурор области внес начальнику Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу и руководителю Межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу представления с требованием о привлечении виновных должностных лиц контролирующих органов к дисциплинарной ответственности и принятию мер к повышению эффективности государственного контроля в указанной сфере.