Побывав вместе с президентом в Мурманске, недавно посетив порт в Усть-Луге, первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов в минувшее воскресенье совершил рабочую поездку в спецморнефтепорт «Приморск».
О достоинствах этого порта первый вице-премьер предварительно имел исчерпывающую информацию, но, как сам он сказал, лучше один раз увидеть...
В сопровождении министра транспорта РФ Игоря Левитина, губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, президента компании «Транснефть» Семена Вайнштока, генерального директора «Совкомфлота» Сергея Франка и других официальных лиц Сергей Иванов ознакомился со всеми подразделениями и службами порта, проявив особый интерес к сооружениям и средствам защиты окружающей среды, наблюдал за загрузкой современного российского танкера ледового класса «Балтика».
- Порты «Приморск» и «Высоцк» являются самыми современными в России, поскольку построены несколько лет назад, - сказал Сергей Иванов, отвечая на вопросы журналистов центральных, региональных и местных СМИ. - В 2001 году грузооборот «Приморска» был 12 млн. тонн, сегодня это 74 млн. тонн, и самое главное - потенциал расширения объемов поставляемых на Запад энергоресурсов еще не исчерпан. Мы можем смело планировать подачу сюда дополнительных объемов нефти и нефтепродуктов, не завися от мощности порта или каких-то ограничений, связанных с глубинами, отсутствием соответствующих судов, - здесь все для этого есть.
Говоря об экологии, Сергей Иванов отметил, что с особым вниманием знакомился с работой лабораторий, с техническими средствами ликвидации разливов нефти, ежели, не дай Бог, такое случится. По его словам, все нормы природоохранного законодательства здесь соблюдаются не только на российском, но и на самом передовом международном уровне.
Катер-нефтесборщик имитирует сбор нефтяной пленки с поверхности воды
- С точки зрения соблюдения экологических норм нам нужны, не побоюсь этого слова, драконовские меры, и здесь эти меры соблюдаются, - сказал первый вице-премьер.
В свою очередь губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, отвечая на «экологический» вопрос журналиста, подчеркнул, что за время действия спецморнефтепорта в Приморске и Высоцкого нефтеналивного терминала экологическое состояние Финского залива не только не ухудшилось, а даже улучшилось.
Сергей Иванов кратко обрисовал перспективу развития Приморского порта, который по своему грузообороту уже приближается к половине всего российского экспорта, исключая трубопроводный транспорт.
Порт располагает современным экологическим флотом
- Вполне реально, - сказал он, - в достаточно сжатые сроки, зная скорость, с которой работает «Транснефть», осуществить проект БТС-2, увеличить соответственно объем нефти, отправляемой отсюда на экспорт. Кроме того, в правительстве уже существуют планы провести сюда железную дорогу, не затрагивая при этом главный ход магистрали Санкт-Петербург - Хельсинки. Разделив тем самым пассажирский и грузовой потоки. Есть и третий проект: возможно строительство завода по сжижению газа для поставки его на экспорт судами-газовозами. Надеюсь, эти суда будут российского производства.
Что касается строительства железной дороги, то, по словам Сергея Иванова, сейчас идет проработка инвестиционного проекта. Государство намерено вложить в осуществление проекта определенную часть средств (не более половины стоимости), остальное же - чистая коммерция, где будут вложения и портов, и «Российских железных дорог». Им это крайне выгодно.
Сама же экономическая выгода Приморского порта настолько очевидна, что не нуждается в каких-то доказательствах. Достаточно сказать, что на каждой тонне нефти, отгруженной из Приморска, государство экономит до $5 в сравнении с тем, если бы перевалка производилась из портов Прибалтики или Финляндии. Как отметил Сергей Иванов в начале встречи с журналистами, грузооборот российских портов уже превысил советский уровень, на что потребовались время и вложение больших финансовых ресурсов, но без этого невозможно эффективное развитие экономики, внешней торговли, международных связей. Правительство РФ заинтересовано в развитии всех российских портов, а не только портов на Балтике.